Кому и чему поклонялись древние греки в древности? Часть III


Ворчалка № 967 от 17.06.2021 г.




Между Сикионом и Флиунтом есть интересное место (II, 11):
"Если идти прямой дорогой из Сикиона во Флиунт и свернуть с дороги налево, приблизительно на десять стадиев, то там будет роща, называемая Пирея (Огненная), и в ней храм Деметры Простасии (Предстоящей) и Коры. Тут справляют свой праздник мужчины отдельно, а так называемый Нимфон (Девичник) предоставляют для празднования женщинам. В Нимфоне находятся статуи Диониса, Деметры и Коры, у которых видны только лица".


Недалеко от рощи Пиреи находится другое священное место с большим количеством древних статуй:
"Если вернуться опять на дорогу, вновь перейти Асоп и подняться на вершину горы, то тут будет то место, где, по сказанию местных жителей, впервые поселился Титан; он был братом Гелиоса и от него это место стало называться Титаной...
Впоследствии прибыл в Сикионию Алексанор, сын Махаона, внук Асклепия; он построил в Титане храм Асклепия. Вокруг этого храма живут наряду с другими лицами главным образом служители бога; внутри священной ограды находятся старинные кипарисовые деревья, что же касается статуи, то невозможно узнать у них — из какого дерева или металла она сделана, не знают они и кто её изваял, если только не считать, что некоторые приписывают её Алексанору. От этой статуи видны только лицо и конечности рук и ног: на ней надет белый шерстяной хитон и гиматий.
Здесь есть и изображение Гигиеи (Здоровья); её статую не так-то легко увидать, настолько вся она покрыта женскими волосами, которые женщины отрезают в честь богини, а также разорванными на ленты кусками вавилонских одежд. Если кто хочет умилостивить одно из этих божеств, то ему предлагается поклоняться также и этому, которое все они называют Гигиеей".


Не думайте, что этими статуями древности в Титании закончились:
"Что касается Корониды (матери Асклепия), то и ей поставлена деревянная статуя, но нигде ей не воздвигнуто храма; когда богу приносят в жертву быка, барана и свинью, то Корониду переносят в храм Афины и там воздают ей поклонение...
На фронтоне храма [Асклепия] изображен Геракл и по краям Ники (Победы); в портике стоят статуи Диониса и Гекаты, Афродиты, Матери богов и Тихи; все эти статуи — деревянные, из мрамора — только статуя Асклепия, именуемого Гортинским...
В Титане есть храм и Афины, в который приносят изображение Корониды; в этом храме древнее деревянное изображение Афины, но говорили, что и этот храм был повреждён молнией".


Уф, насмотрелись на древности? Идём дальше...

И вот дошли до Арголиды, где Павсаний отметил множество древностей, но начал с Аполлона Ликийского (II, 19), вернее с рассказа о причине строительства храма, посвящённого данному богу:
"Самой большой достопримечательностью у аргивян в городе является храм Аполлона Ликийского (Волчьего). Статуя, сохранившаяся до нашего времени, была творением афинянина Аттала, а первоначально и храм и деревянная статуя были посвящением Даная; я убежден, что тогда все статуи были деревянными, особенно египетские.
Данай основал этот храм в честь Аполлона Ликийского по следующему поводу: явившись в Аргос, он стал оспаривать права на власть у Геланора, сына Сфенеласа. В качестве судей выступил народ; и с той и с другой стороны было приведено много убедительных доказательств и казалось, что Геланор приводит ничуть не менее справедливые доводы, чем его противник. Народ, как говорят, отложил свое решение на следующий день. Когда наступил этот день, на стадо быков, пасшихся перед стенами города, напал волк; он кинулся на быка — вожака стада и вступил с ним в борьбу. И вот у аргивян явилась мысль, что Геланор подобен быку, а Данай — волку, потому что, подобно этому зверю, не живущему вместе с людьми, и Данай не жил до сего времени со своими согражданами. И так как волк победил быка, то и Данай получил власть.
Так вот, считая, что Аполлон наслал на стадо быков волка, Данай основал храм Аполлону Ликийскому (Волчьему).
В нём стоит трон Даная и статуя Битона в виде человека, несущего на плечах быка; в поэме Ликея написано, что когда аргивяне гнали в Немею на жертву Зевсу быка, то Битон, обладая огромной физической силой, поднял его (себе на плечи) и понёс. Перед этим изображением они поддерживают (постоянный) огонь, называя его огнем Форонея; они отрицают, что огонь людям дал Прометей, но изобретение огня они приписывают Форонею".


Но в самом храме и возле него есть и другие замечательные древности:
"Что касается деревянных статуй Афродиты и Гермеса, то они рассказывают, что последняя — произведение Эпея, а первая — пожертвование Гипермнестры. Она, единственная из дочерей Даная, не исполнила приказание отца; поэтому Данай отдал её на суд (народа), считая, что спасение Линкея является для него лично небезопасным, а также за то, что, не приняв участия вместе с сёстрами в этом смелом деле, она тем увеличила позор их злого умысла. Она была судима всем собранием аргивян и была оправдана; за это она посвятила статую Афродите Никофоре (Победоносной)...
Перед храмом находится трон, на котором скульптурные рельефы изображают бой быка с волком, а вместе с ними изображена девушка, бросающая камень в быка. Считают, что эта девушка — Артемида. Все это — приношения Даная, как и стоящие рядом колонны из... [и] деревянные изображения Зевса и Артемиды".
Эпей - создатель Троянского коня.
Линкей считается предком Геракла и Персея.

В Аргосе находился храм Деметры Пеласгийской, а возле него - могила Пеласга, который принимал в своём доме Деметру и воздвиг ей храм (II, 22):
"за этой могилой [Пеласга] находится медное сооружение [колонна, постамент?] небольшого размера и на нём древние изображения Артемиды, Зевса и Афины.
Ликей в своих поэмах написал, что это — статуя Зевса Механея, а жители Аргоса рассказывают, что отправившиеся походом на Илион клялись перед ней не прекращать войны до тех пор, пока они или возьмут Илион, или их постигнет смерть в бою".


Когда покидаешь Аргос, то недалеко от города можно найти храм Диониса (II, 23):
"Если отсюда [из Аргоса] идти по так называемой Глубокой дороге, то направо будет храм Диониса. Его статуя, как говорят, привезена из Эвбеи. Когда эллинов, возвращавшихся из Илиона, постигло кораблекрушение около (мыса) Каферея, то тех из аргивян, которым удалось спастись на землю, стал мучить голод и холод. Тогда они стали молиться богам, чтобы кто-нибудь из них явился для них спасителем при столь тяжелом положении. Как только они двинулись вперёд, они увидали перед собой пещеру, посвященную Дионису; в этой пещере была статуя бога, а в это время собрались туда дикие козы, укрываясь от холода и непогоды. Аргивяне их перебили, мясо съели, а шкурами воспользовались как одеждой. Когда прекратилась непогода, и они, сделав себе корабли, собирались отправиться домой, они увезли из пещеры и деревянную статую [ксоан] и ещё до сих пор продолжают оказывать ей почёт".


Свой акрополь аргивяне называют Ларисой, в честь дочери Пеласга, но в Фессалии есть ещё два города с таким же названием, так что возможна небольшая путаница. У нас пока речь будет идти об Аргосе (II, 24), и здесь находилась удивительная статуя Зевса:
"На самой вершине акрополя Ларисы находится храм Зевса, называемого Ларисейским, уже без крыши; и его статуя, сделанная из дерева, уже не стоит на пьедестале.
Есть тут и храм Афины, заслуживающий осмотра. Здесь среди других посвящений хранится деревянная статуя Зевса, у которого два глаза на том месте, где они у нас всех, а третий - на лбу. Говорят, что этот Зевс был домашним богом Приама, сына Лаомедонта, и стоял на внутреннем дворе дворца под открытым небом; когда Илион был взят эллинами, под защиту алтаря этого Зевса прибег Приам. Когда делилась добыча, то его взял Сфенел, сын Капанея, и поэтому привез его сюда. Почему он имеет три глаза, это можно было бы объяснить следующим образом. Что Зевс царствует на небе - это сказание известно всем людям. А что он, как говорят, царствует и под землей, то это подтверждает стих Гомера, который читается так:
“Зевс подземный и чуждая жалости Персефония”.
А Эсхил, сын Эвфориона, называет Зевса царём и на море. Поэтому художник и сделал его глядящим тремя глазами, потому что один и тот же бог правит в этих трёх названных царствах".
Эсхил (525-456) - древнегреческий драматург.

Следующие достопримечательности я отмечу не из-за их особой древности, а по иной причине (II, 24). Если идти из Аргоса через Аркадию к Тегее, то с правой стороны будет гора Ликона, которую в древности покрывали заросли кипарисовых деревьев:
"На вершине горы воздвигнуты храм Артемиды Ортии (Прямостоящей) и статуи Аполлона, Латоны и Артемиды, сделанные из белого мрамора".
Из этой фразы Павсания видно, что Артемиду Ортию почитали не только в Спарте. А, во-вторых, интересны варианты перевода термина “Ортия”. В комментариях к данному переводу говорится:
"Значение имени Артемиды Ортии очень неясно: оно может обозначать: “стоящая или охраняющая крутизны” (Фрэзер), “дающая спасение при родах” (Вернике), “прямо поднимающая члены молодежи” (Шрейбер). [Настоящий] Перевод дан по толкованию Преллер — Роберта".
Вот этим и любопытен данный фрагмент.

Больше знаменитых древностей в Аргосе Павсаний не обнаружил и двинулся в сторону Мантинеи (II, 25):
"Дорога, ведущая из Аргоса в Мантинею... начинается от ворот, находящихся у Дираса. На этой дороге сооружён двойной храм, имеющий один вход с запада, а другой - с востока. Около последнего стоит деревянная статуя Афродиты, а около западного - статуя Ареса. Говорят, что эти статуи посвящены Полиником и аргивянами, которые участвовали в походе, чтобы отомстить за него".


Если же выйти из Аргоса в направлении на Лиркею, то, миновав этот город, можно попасть в Орнеи:
"В Орнеях есть храм Артемиды и её деревянная статуя в стоячем положении и другой храм, посвященный всем богам вместе".


Можно пойти из Аргоса и дорогой на Эпидавр, и тогда вам встретится городок Лесса (II, 10):
"По прямой дороге в Эпидавр находится поселение Лесса, в нём храм Афины и деревянная статуя, ничем не отличающаяся от той, которая находится в акрополе Ларисы".


Описание Эпидавра Павсаний даёт очень кратко (II, 29):
"На акрополе есть деревянное изображение Афины, стоящее осмотра; эту Афину называют Киссеей (Из плюща)".


Зато небольшой остров Эгина, расположенный между Аттикой и Арголидой, оказался богат древними статуями (II, 30):
"Недалеко друг от друга стоят храмы: один - Аполлона, другой - Артемиды и третий из них - Диониса.
Аполлону поставлена деревянная статуя местного изготовления в виде обнажённой фигуры; на Артемиде, равно как и на Дионисе, - одежда; Дионис изображён с бородой.
Святилище Асклепия находится в другом месте, не здесь; статуя его в позе сидящего сделана из мрамора.
Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей.
Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное её изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трёх соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату Эпипиргидией (Хранительницей крепости); она стоит у храма Ники Аптерос (Бескрылой победы)".


Недалеко от описанных мест на Эгине почитают двух малоизвестных в других местах богинь - Авксесию и Дамию; они почитаются ка богини плодородия (II, 30):
"Что же касается рассказов о (божествах) Авксесии и Дамии, о том, как над Эпидавром не было дождя, как по вещанию бога были сделаны эти деревянные статуи из оливкового дерева, взятого у афинян, как жители Эпидавра перестали выплачивать афинянам, что следовало по договору за то, что эгинеты владели этими статуями, и как афиняне, отправившиеся в Эгину, чтобы овладеть ими, бесславно погибли, - обо всём этом подробно и очень обстоятельно рассказал Геродот, и я не имею в виду писать о том, о чём уже было так хорошо сказано, только прибавлю, что я сам видел эти статуи и принёс им жертвы так, как принято приносить жертвы в Элевсине".


На юго-востоке Пелопоннеса расположен древний город Трезены. Среди множества храмов города можно отметить один (II, 31):
"Храм Аполлона Феария (Ясновидящего) воздвиг, как говорят, Питфей; из всех, какие я только знаю, он — самый древний... В нём ещё до сих пор находится статуя бога, приношение Авлиска, работы Гермона из Трезена. Тому же Гермону принадлежат деревянные статуи Диоскуров".
Скульптор Гермон известен только по упоминанию у Павсания. Изображение Диоскуров на трезенских монетах показывает архаичность этих статуй.

Посетил Павсаний и акрополь Трезен (II, 32):
"На акрополе находится храм Афины, называемой Сфениадой (Могучей); деревянную статую богини сделал эгинец Каллон. Этот Каллон был учеником Тектея и Ангелиона, которые для делосцев создали статую Аполлона; а Ангелион и Тектей учились у Дипойна и Скиллида".
Этих же скульпторов с упомянутыми выше статуями приводит и Плиний Старший в XXXVI книге “Естественной истории”.

Недалеко от речки Эрасин можно обнаружить ещё один древний храм (II, 36):
"Если повернуть от Эрасина налево, то приблизительно стадиях в восьми находится храм Анактов (Владык) Диоскуров; их деревянные изображения сделаны в том же стиле, как и в городе <Аргосе>".
И те и другие статуи названы у Павсания ксоанами.

На этом мы закончим обзор древних статуй, описанных во второй книге Павсания, называемой “Коринфика”.

Кому и чему поклонялись древние греки в древности? Часть II

(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com