Кутир-Наххунте I стал суккаль-махом примерно в 1730 году и назначил “управителем Элама и Симаша” своего брата Лила-Ирташа, а суккалем Суз — своего сына Темпти-Агуна (Темти-Агуна).
Деяния Кутир-Наххунте I оставили заметный след в истории Древнего мира.
Как я уже говорил, при правлении Самсу-Илуна могущество Вавилона стало уменьшаться, и настал такой момент, когда Кутир-Наххунте I решил отомстить своим врагам за прошлые обиды и унижения. В 1711 году Кутир-Наххунте I воспользовался смертью вавилонского правителя Самсуилуна и в первые же месяцы правления его преемника Аби-ешу (правил 1712-1684) вторгся на территорию противника.
Разгром, которому эламиты подвергли вавилонские владения и сам город Вавилон на многие века остались в памяти поколений не только самих эламитов, но и их врагов.
Недаром великий ассирийский царь Ашшурбанапал (669-627) в 646 году до Р.Х., то есть более чем через тысячу лет после описываемых событий, после долгожданной победы над Эламом оставил такую надпись:
"Эламит Кутир-Наххунте, не страшась нарушить клятву, данную великим богам, и слепо полагаясь на собственную силу, наложил руку на святилище Аккада и превратил Аккад в прах".
Более того, Кутир-Наххунте I вывез из побеждённой и разорённой страны статую главной богини тех мест, богини плодородия, любви и победы — Нанайи, и поместил её статую в один из храмов Суз, где она и простояла более тысячи лет.
Ашшурбанапал ставит себе в заслугу возвращение этой статуи в Месопотамию:
"Нанайа, которая сердилась в течение тысячи шестисот тридцати пяти лет, которая была вынуждена покинуть родные края и поселиться в недостойном для неё месте — в Эламе, доверилась мне и просила вернуть её домой".
Ашшурбанапал, разумеется, выполнил просьбу богини, а на ошибку писцов в летосчислении я не буду обращать внимания, хотя некоторые историки могут попытаться на основании этой надписи сдвинуть древнюю хронологию.
Если враги Элама и через тысячу лет не могли забыть об этом поражении, то потомки тем более прославляли подвиги великого предка. Особенно стоит отметитььь мероприятия одного исамыххх знаменитых правителей Элама — Шилхак-Иншушинака (1150-1120), который много сделал длпрославленияия деяний Кутир-Наххунте I.
На одной частично сохранившейся стеле говорится о том, что этот великий эламский царь сам оказывает
"великие почести Кутир-Наххунте и его [вероятно, сыну или правителю Суз] Темпти-Агуну".
Ещё бы, ведь они покорили в Месопотамии тридцать городов. Более того, Кутир-Наххунте как “хозяин и повелитель” овладел страной Аккад, а местных правителей предал забвению, и внушил жителям Вавилонии
"уважение и страх перед народом Элама".
Вероятно, в честь именно этой великой победы Элама царь Шутрук-Наххунте (1185-1155) дал своему старшему сыну имя знаменитого предка, и Кутир-Наххунте II (1155-1150) оправдал возложенные на него надежды. Но об этом позже.
Пока же отметим ещё, что правитель (или царь) Шилхак-Иншушинак восстановил для потомков посвятительную надпись, сделанную самим Кутир-Наххунте I. Во время ремонтных работ в храме бога Иншушинака в Сузах он обнаружил повреждённую надпись на аккадском языке, сделанную его далёким предшественником. Шилхак-Иншушинак велел восстановить эту надпись и поместил её на старое место в храме бога Иншушинака.
Вот текст этой надписи:
"Кутир-Наххунте и его сын суккаль Суз Темпти-Агун проявили особую заботу к статуе бога Иншушинака, посвятив ей во имя спасения своих жизней храм, включая вымощенную дорогу для религиозный процессий".
Подобные дороги, проложенные по-эламски, шли наискосок по направлению к храмовым воротам.
Несмотря на приведённые тексты, мы ничего не знаем ни о политических переменах в жизни Месопотамии той поры, ни об изменении границ существовавших государств. Одно можно сказать достаточно точно — это не был обычный грабительский набег, так ка слишком долго жила о нём память как среди потомков, так и среди врагов.
Ко времени правления Кутир-Наххунте I относится и табличка на аккадском языке, найденная в Сузах. В ней говорится о том, что Темпти-Агун, суккаль Суз, построил и пожертвовал богине Ишмекараб храм для блага нескольких ближайших родственников: своего отца, суккаль-маха Кутир-Наххунте; своего дяди, управителя Элама и Симаша, Лила-Ирташа; во имя своего собственного блага; во имя блага своего младшего брата Темпти-Хишах-Анеша; во имя блага своей “почитаемой матери” Ванеши.
При удачном стечении обстоятельств Темпти-Хишах-Анеша мог стать наследником своего старшего брата Темпти-Агуна, но умер раньше его.
Следующий суккль-мах, Лила-Ирташ, правил не более двух лет, его сменил Темпти-Агун I (1698-1685/1690).
Никаких подробностей о правлении этих суккаль-махов, да и всех последующих правителей династии Эпартидов у нас пока нет.
У нас есть только списки их имён, и я умышленно сказал “списки”, потому что отсутствие какой-либо информации об Эламе этого периода разбудило в последней четверти XX века творческую фантазию у многих учёных.
Но поговорим об этом чуть подробнее.
Консервативная или традиционная точка зрения, представителем которой является Вальтер Хинц, даёт такую последовательность последующих правителей (с указанием приблизительных дат правления):
Тан-Ули (1685-1655);
Темпти-Халки (1655-1650);
Кук-Нашур II (1650-1635);
Кутир-Шилхаха (1635-1625);
Темпти-Рапташ (1625-1605);
Кутучулуш III (Кудзулуш, 1605-1600);
Тата (1600-1580);
Аттамеррахалки (1580-1570);
Пала-Ишшан (1570-1545);
Кук-Кирваш (1545-1520);
Кук-Наххунте (1520-1505);
Кутир-Наххунте (1505-?).
С такой последовательностью правителей большинство историков, в основном, соглашалось, иногда лишь делая незначительные поправки в датах правления. Иногда к этому списку ещё добавлялись имена Кутир-Шилхаха II (?) и Кук-Нашира (Кук-Нашур IV, ?).
Однако высказывались предположения о том, что последним правителем из династии Эпартидов следует считать Сивепалар-хухпака, потерпевшем сильное поражение от Хаммурапи, а всех последующих правителей следует отнести к так называемой Вавилонской династии.
Это было лишь началом споров между историками об этом периоде истории Элама. Потом внимание историков привлёк тот факт, что могущественный правитель Исина по имени Иддин-Даган выдал свою дочь Матум-Ниатум за правителя Аншана. Время правления Иддин-Дагана определяют в промежутке между 1975-1955 гг. до Р.Х. до 1910-1890 гг. до Р.Х., а потому и мужем этой дамы считают то Имазу, сына Киндатту (1990-1970), то Тан-Рухуратира I, то Индатту II.
Сложный вопрос, но вообще вопросы о последних правителях что династии Симашки, что династии Эпартидов окутаны достаточно густым туманом из-за отсутствия источников. А потому в ход идут различные толкования сохранившихся надписей и документов и игры с хронологией, которые могут завести неизвестно куда. Эти игры облегчаются тем, что многие правители, военачальники и чиновники часто носили одинаковые имена, так что не всегда можно понять и точно установить, о ком идёт речь в данном документе, и это открывает широкое поле для различных предположений.
Например, предположили, что мужем этой дамы из Исина мог быть Эпарти, который таким путём возвысылся и стал правителем Элама. Однако абсолютно никаких данных о родственных связях Эпарти с правившей в то время династией Симашки у нас нет, а потому и непонятно, как правитель одного могущественного государства мог выдать свою дочь замуж, пусть даже за аристократа, но не связанного родственными узами с правителями. Нонсенс, ведь браки среди правителей и их наследников (наследниц) всегда считались сильным дипломатическим оружием.
Исследователей это не остановило, и они предположили, что мужем Матум-Ниатум стал не наш Эпарти, отец Шилхахи, а его предшественник, тоже по имени Эпарти, живший несколько раньше. Так наш правитель Эпарти получил номер 2, а некоторые историки даже приписывают ему третий номер, считая, что у него были два предшественника с таким именем.
Поэтому время начала правления династии Эпартидов пришлось немного отодвинуть, примерно к 1973 году до Р.Х.
Но ведь тогда у власти были ещё правители династии Симашки! Историков это не остановило, и они смело предположили, что правители этих двух династий могли править одновременно, но разными частями Элама — западной и восточной. Никаких доказательств при этом не приводилось, одни предположения и толкования надписей. Да, ещё высказывалось удивление подобным ходом событий.
Подобное вмешательство в хронологию Элама не прошло бесследно: буквально на глазах развалилась хронология суккаль-махов, и теперь нет никаких, даже ориентировочных дат для большинства правителей из этой династии. Список правителей вырос, в нём появились новые имена, которые достаточно произвольно привязываются степенью родства друг к другу и к реально существовавшим правителям.
Одновременно пришлось корректировать и хронологию династии Симакши, да и их предшественников. Всё, хронология древнего периода истории Элама исчезла.
В качестве примера я хочу привести для вас, уважаемые читатели, хотя бы ещё два современных варианта правителей династии Эпартидов, то есть суккаль-махов. Вопросительные знаки вместо дат правления означают, что историки не могут ничего даже предположить о них.
Вот первый вариант списка правителей династии Эпартидов.
1. Эпарти II - женился на дочери Иддин-Дагана, царя Исина в 1973 году до Р.Х.
2. Шилхаха (?) - суккаль-мах, сын Эпарти II.
3. Палар-Ишшан (до 1928?) - суккаль-мах, сын Шилхахи.
4. Кук-Санит (?) - кто такой — неизвестно; предполагается, что это сын Палар-Ишшана, но никаких доказательств этого нет
5. Атта-хушу (?1928 — после 1894) - сын Шилхахи.
6. Тетеп-Мада (после 1890).
7. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?) и племянник Палар-Ишшана
8. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
9. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Нашур I (?).
11. Ширукдух (?) - сын Кук-Нашура I.
12. Шимут-Варташ I (?).
13. Сивепалар-Хухпак (около 1765) - сын Ширукдуха.
14. Кудузулуш I (?) - сын Ширукдуха.
15. Кутир-Наххунте II (?) - сын Кудузулуша I.
16. Аттамеррахалки (?).
17. Тата II (?) брат Аттамеррахалки.
18. Лила-Ирташ (?), сын Кудузулуша I.
19. Темти-Агун (?) - сын Кутир-Наххунте II.
20. Кутир-Шилхаха (?) - сын Темти-Агуна.
21. Кук-Нашур II (около 1646) - сын Кутир-Шилхаха.
22. Темти-Рапташ (?) - сын Кутир-Шилхаха.
23. Шимут-Варташ II (?) - сын Кутир-Шилхаха.
24. Ширтух (?), сын Кук-Нашура II.
25. Кудузулуш II (?) - сын Шимут-Варташа II.
26. Тан-Ули (?).
27. Темти-Халки (?) (?) - сын Тан-Ули.
28. Кук-Нашур III (?) - сын Тан-Ули.
29. Кутик-Матлат (около 1500) - сын Тан-Ули.
Транскрипция имён может отличаться, от использованной мной ранее, а степени родства правителей остаются на совести соответствующих историков.
Второй вариант списка правителей лишь незначительно отличается от первого в верхней части.
1. Эпарти II (1973?).
2. Шилхаха (?) - сын Эпарти II.
3. Кук-Нашур I (?) - сын Шилхахи.
4. Атта-хушу (?1928) — сын Кук-Нашира I (?).
5. Тетеп-Мада (после 1890) - сын Кук-Нашира I (?).
6. Палар-Ишшан (?).
7. Кук-Санит (?) - сын Палар-Ишшана (?).
8. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?).
9. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
11. Кук-Нашур II (?) - сын кук-Наххунте (?).
12. Ширукдух (?1790), и т.д.
Дальше эти списки практически идентичны, не считая вариантов степеней родства приведённых правителей.
Даты конца правления династии Эпартидов мы можем попытаться установить очень приблизительно и то, по косвенным признакам.
Исходной точкой тут будет 1595 год до Р.Х., когда хетты разгромили государство Митанни и захватили Вавилон.
Через некоторое время после ухода хеттов в Месопотамию вторглись касситы, завоевали Вавилон и положили начало Касситской династии правителей.
К сожалению, у нас нет никаких документов об интересе касситских правителей Вавилона к Эламу и их взаимоотношениях в интересующий нас период.
Выдвигались гипотезы о том, что касситы почти сразу же положили конец правлению династии Эпартидов, но очень вероятно, что все подобные предположения безосновательны, и мы сможем достоверно продолжить разговор об истории Элама примерно с 1390 года до Р.Х. или немного ранее.
Очерки истории Элама. Часть V. Правление династии Эпартидов
(Продолжение следует)