В середине XVI века в крупном польском селе Бабин, которое располагалось недалеко от Люблина по дороге ведущей к Кракову, возникло удивительное шляхетское сообщество, которое получило название Бабинская республика (Rzeczpospolita Babińska). Организаторами Бабинской республики стали два местных помещика и судьи Люблинского воеводства Станислав Пщонка (Stanisław Pszonka, 1511-1580) и Пётр Кашовский (Piotr Kaszowski, 1520-1594). Друзья были весьма образованными и остроумными людьми, кстати, кальвинистами, но в те времена Польша была ещё достаточно веротерпимым государством. Пшонка и Кашовский не чурались литературных занятий, и решили создать шуточное общество, которое пародировало бы устройство и жизнь современной Польши (Rzeczpospolita Polska). Вскоре это общество стало носить литературно-художественный характер с ярко выраженной пародийной и сатирической направленностью.
Процесс основания Бабинской республики и основные её законы были описаны польским историком Станиславом Сарницким (1532-1597) и поэтом Яном Ахацием Кмитой (?-1628), создавшим труд под названием «Morocozmea babińskie». Оба, кстати, были активными членами Бабинской республики. На основании этих сочинений многие исследователи сделали вывод о том, что Бабинская республика была основана в 1568 году, но теперь более осторожные историки относят время её основания к середине периода между 1550 и 1560 годами.
Пшонка и Кашовский были весьма уважаемыми и очень остроумными людьми и всегда становились душой многолюдных шляхетских собраний. В свою Республику они вначале приглашали только своих весёлых и остроумных друзей и собутыльников, но их общество быстро обрело широкую известность, так что вскоре от желающих стать членами Республики не было отбоя.
Сарницкий писал, что уже само название села Бабин заставляло людей смеяться: оно напоминало разные шутки и россказни, называемые бабьими сказками и сплетнями.
К Пшонке стали съезжаться его весёлые приятели, чтобы позабавиться и повеселиться, и вскоре Бабин стал считаться столицей остроумия.
Девизом нового государства был выбран стих из 115-го псалма:
«Omnis homo mendax» (Все люди лжецы».)
По примеру Польши, в Бабинской республике выбирали своего короля, сенаторов, архиепископов и епископов, воевод, кастелянов (не управляющих замками, а начальников округов), старост, гетманов, канцлеров и других сановников.
Не забыли основатели Республики и про себя: сам Пшонка стал бургграфом или губернатором Бабинской республики, Кашовский — канцлером, да и остальные приятели отцов-основателей быстро разобрали себе все высшие должности, которые требовались для основания новой Республики.
Следует отметить, что Республика не скупилась на различные чины и титулы и щедро раздавала их своим служителям, так что все члены Бабинской Республики были вместе с тем чиновниками или должностными лицами. При раздаче этих знаков отличия больше всего внимания уделялось недостаткам людей, которые ярче всего не соответствовали бы занимаемой в Республике должности. Каждый такой чиновник получал соответствующий патент и торжественно провозглашался в занимаемой им должности или звании.
Тот, кто любил рассуждать о важных предметах, которые превышали его знания и возможности или вовсе не относились к делу, того провозглашали Архиепископом или одним из высших чиновников.
Кто любил рассказывать невероятные истории или небылицы, тех производили в канцлеры, заик — в ораторы.
Кто любил хвастаться своим мужеством, храбростью и удалью, говорил невпопад о военных делах, тех провозглашали гетманами или, в крайнем случае, рыцарями.
Любителей распространяться о соколах, собаках, лошадях и прочих животных, или о различных областях сельского хозяйства, и своих рассказах всегда преувеличивали реальные параметры или достижения, тех жаловали наместниками Бабина, а также сокольниками, ловчими или конюшими.
Кто легкомысленно или без должного почтения отзывался о религии, тех провозглашали Бабинскими проповедниками или инквизиторами.
Бабинские шутники не оставили без внимания ни одной заметной должности ни при королевском дворе, ни среди духовенства или сенаторов государства. Были среди членов Республики не только генералы, маршалы, капитаны и ротмистры, были и испанские инфанты, но вместе с ними существовали и многочисленные агенты, шарлатаны и вертопрахи. Вот так!
В трудное для Польши время, в XVIII веке, про Бабинскую республику забыли, но уже в 1818 году в Варшавском обществе любителей наук был прочитан доклад об этом обществе, который затем опубликовали в местном журнале. Доклад был основан на трудах Сарницкого, Кмиты и, возможно, ещё на каких-то источниках. В нём в частности говорилось:
«Члены Бабинского правительства были так искусны в трудной науке познавать людей, как ни один философ; никакой нравоучитель так хорошо не мог объяснить нравов и привычек; никакой физиономик (физиономист) не был в состоянии по речам, походке, телодвижениям, вообще по наружным знакам угадать подлинный характер человека.
Если кто-нибудь не коротко знакомый желал быть принятым в общество Бабинское, о таком делались предварительные совещания, собирались справки; требовалось, чтобы проситель показал явные доводы своих способностей. Он имел обязанность произносить речи, дабы по ним можно было судить о качествах его и соответствующей им должности.
Язвительный на словах, обидчик, не уважающий чести ближнего, не мог быть принят в общество. Приятное остроумие, безвредная замысловатость, почитались качествами, дающими право на должность в Республике».
Различные звания и должности могли быть присуждены не только отсутствующим в собрании знатным, но также и тем, кто по различным причинам не желал вступить в это уважаемое общество. С этой целью назначались знатные члены Республики, которые получали предписание торжественно объявить новым членам о возложенном на них звании в Бабинской республике.
Остроумные и благоразумные люди охотно принимали присвоенные им знаки отличия и звания, и считали честью для себя участвовать в забавах и развлечениях этого общества.
Над теми же, кто сердито отвергали предлагаемые звания, начинали подшучивать, рассказывать о них забавные вымыслы, иногда даже устраивали розыгрыши, и так продолжалось до тех пор, пока наречённый член не признавал за лучший для себя исход покориться власти Бабинского правительства.
В очень короткое время членами Бабинской республики стали такие знаменитые в Польше люди, как великий гетман Ян Замойский (1542-1605), писатель и музыкант Николай Рей (1505-1569), великий польский поэт Ян Кохановский (1530-1584), историк и поэт Бартош Папроцкий (1543-1614), деятель польской Реформации, поэт и писатель Анджей Тржеческий (1530-1584) и польский поэт Миколай Семп Шаржинский (1550-1581).
Про Кмита и Сарницкого я уже говорил раньше.
Самые знатные особы Польши часто посещали Бабин. В протоколах встречаются подписи Тарновских, Замойских, Потоцких, Оссолинских, Мышковских и др.
(Окончание следует)