Ближайший из описываемых периодов истории Элама связан с гегемонией племени кутиев, в борьбе с которыми, как я уже говорил, погиб правитель Аккада Нарам-Суэн. С 2254 года правителем Аккада стал его внук Шаркалишарри, который сразу же призвал наместника Суз Кутик-Иншушинака как для отражения набегов кутиев, так и для подавления мятежей в различных частях Аккадской державы.
Сохранилась стела с надписью на аккадском языке с перечислением городов, захваченных Кутик-Иншушинаком, и их общее количество по разным оценкам (из-за плохой сохранности надписи) колеблется от 60 до 80. Из этой надписи видно, что Кутик-Иншушинак воевал в различных частях Месопотамии, а также в горах Загроса, где, скорее всего, воевал с кутиями и племенами лулубеев.
В этих войнах Кутик-Иншушиннак не только набрался воинского опыта и создал боеспособную армию, но заодно взял под свой контроль большую часть Элама. Недаром в конце этой надписи говорится, что правитель Симаша “обнял его колени”. Но время Симаша ещё придёт, а Кутик-Иншушинак, распространив своё господство почти на весь Элам, стал тяготиться зависимостью от Аккада.
Недовольство всех эламитов зависимостью от Аккада всё нарастало, и примерно в 2240 году Кутик-Иншушинак открыто выступил против своего господина, победил Шаркалишарри и изгнал аккадские гарнизоны из Элама. Ему удалось подчинить своей власти Симаш и Аншан, то есть взять под свой контроль почти всю территорию Элама.
Большинство сохранившихся надписей, относящихся к времени его правления, сделаны линейным эламским письмом, которое до сих пор ещё не полностью расшифровано, но в части надписей Кутик-Иншушинак пользуется аккадской клинописью, которая с тех пор стала официальным языком Элама, правда, с рядом местных особенностей.
В аккадских надписях Кутик-Иншушинак называет себя ишхакку Авана, а в эламских – победоносным правителем всей страны. В этих же надписях он сообщает, что бог Иншушинак
"обратил на него свой милостивый взгляд и даровал ему четыре страны света".
Следует заметить, что титул “правитель четырёх стран света” носили цари Аккада Саргон и Нарам-Суэн, но после гибели последнего Шаркалишарри уже не претендовал на него. И вот теперь, после победы над кутиями, Кутик-Иншушинак присвоил себе этот великий титул.
Как и все могущественные правители, Кутик-Иншушинак много занимался строительством и ирригационными работами. Ему приписывают прорытие одного значительного канала, но самой значительной постройкой за время его правления стал храм бога Иншушинака в Сузах. Сохранилось изображение из этого храма, которое представляет коленопреклонённого Кутик-Иншушинака, подносящего богу задвижку для дверей храма. За спиной правителя изображена его жена с руками в молитвенном положении.
Известно, что Кутик-Иншушинак выплачивал содержание музыкантам, которые должны были утром и вечером играть возле главного портала этого храма, вероятнее всего, во время жертвоприношений.
Ежедневно должны были приноситься в жертву
"один баран в храме верхнего города и один баран в храме, расположенном в долине".
Правление Кутик-Иншушинака закончилось около 2220 года, и с этого времени пресеклась Аванская династия, а Элам как единое государство надолго исчезает с политической карты Месопотамии (Древнего мира). Элам распался на ряд мелких княжеств, одни из которых находились под влиянием кутиев, другие – Аккада, Лагаша, а затем и Ура.
Следует отметить, что в Аккаде тоже был период смуты, длившийся около четырёх лет, который был вызван гибелью в 2230 году царя Шаркалишарри на войне с кутиями. Однако уже в 2226 году престол в Аккаде захватил царь Дуду, и это событие продлило могущество государства ещё на 35 лет, до 2191 года, после которого государство Аккад распалось.
Господство кутиев, судя по всему, не было слишком уж обременительным. Они не захватывали чужие города и страны, а довольствовались тем, что наместники городов выплачивали наложенную на них дань. Правда, мы не знаем в точности, насколько она была обременительной, но, судя по всему, кутии не собирались резать курицу, несущую золотые яйца, что было редкостью в древнем мире.
Первое упоминание об Эламе после долгого забвения относится ко времени правления энси Лагаша по имени Гудеа, который правил в 2144-2124 гг. Ко времени правления Гудеа, “избранного рукой бога Нин-Нгирсу”, относится довольное большое количество различных надписей, но большинство их них носит ритуальный, бытовой или хозяйственный характер.
Гудеа платил дань кутиям, и те предоставили ему свободу действий в Месопотамии, так что Лагаш при нём значительно расширил свои владения.
Мы знаем, что Гудеа совершил поход против Элама и захватил (или победил?) Аншан. Кроме того, при строительстве в Лагаше храма Нин-Нгирсу
"эламит приходил из Элама, житель Суз приходил из Суз".
Эта надпись косвенно подтверждает факт раздробленности Элама в данное время.
После смерти Гудеа с 2112 года начинается возвышение III династии Ура. Первым представителем этой династии был Ур-Намму, начинавший как наместник Утукегаля, правителя Урука. В 2112 году Ур-Намму разбил войска Утукегаля и союзного с ним Лагаша, укрепил стены Ура и перенёс туда столицу своего государства.
Известно, что Ур-Намма много воевал, в том числе и с Эламом, но подробности до нас не дошли.
В 2094 году правителем Ура стал его сын Шульги, который царствовал целых 46 лет и вёл значительные завоевательные войны.
В 2078 году он захватил почти весь Элам, в том числе и горную его часть. Сузы он присоединил к своему государству и вёл там крупное храмовое строительство, а в другие крупные города он поставил своих наместников. Для укрепления своего положения в Эламе Шульги в 2076 году выдал одну из своих дочерей замуж за правителя Варахсе, а другую – в 2063 году за правителя Аншана.
Как там пошли дела, не совсем понятно, но в 2060 году Шульги пришлось совершить новый поход против Аншана. В конце концов, Шульги проблему господства в Эламе решил следующим образом: все энси Элама сохраняли полноту власти в своих владениях, но в эламские города был введены для охраны воинские контингенты шумеров, к которым со времени правления Шульги приравняли и аккадцев. Взамен этого, воинские контингенты, составленные из эламитов, были выведены из страны и размещены в различных гарнизонах Месопотамии.
Эту же жёсткую политику в отношении Элама продолжали и следующие правители Ура, сыновья Шульги – Амар-Суэн (2046-2038) и Шу-Суэн (2037-2029), однако им пришлось гораздо больше внимания уделять войнам с амореями, которые проявились у северо-западных границ Месопотамии уже в последние годы правления Шульги.
Новая эламская тень мелькает в 2031 году, когда энси Симаша по имени Гирнамме прислал своего представителя (посла?) к царю Шу-Суэну, и тот получил для своего пропитания нескольких баранов.
Развязка для III династии Ура наступила при Ибби-Суэне (2028-2004), сыне Шу-Суэна. Несмотря на всё нарастающее давление амореев, Ибби-Суэн не придал этому факту достаточного внимания и сосредоточил свои усилия на войне с Эламом, и тому тоже были свои причины.
В 2021 году правитель Симаша Энпи-Лухан предпринял попытку объединить Элам и захватил такие важные центры как Аншан, Аван, Адамдун и Сузы.
Этого, захвата Суз, Ибби-Суэн уже не мог оставить без внимания; он пришёл с армией в Элам, разбил эламитов, а Энпи-Лухана в цепях доставил в Ур.
Но этой победы оказалось недостаточно для умиротворения Элама, и в 2017 году Ибби-Суэн совершил новый, и последний, поход против Аншана; с тех пор 12-й год правления Ибби-Суэна стал именоваться
"годом, в котором Ибби-Суэн направился с огромным войском в Хухнури — воротам страны Аншан — и подчинил его своей власти".
Пока Ибби-Суэн воевал с эламитами, нашествие амореев довольно быстро подтачивало господство Ура. Один за другим от Ура отпадают Эшнун, Лагаш, Умма, а в 2021 году, когда Ибби-Суэн геройствовал в Эламе, амореи захватили священный город Ниппур. Вскоре под властью Ибби-Суэна оставались только города долины Евфрата, в стране стал ощущаться дефицит продовольствия и начала расцветать анархия.
Несмотря на все невзгоды. Ибби-Суэн сумел продержаться в Уре до 2004 года, когда на помощь амореям в борьбе с Уром пришла армия эламитов под командованием правителя Симаша Хутрантемти (2021-1990). К эламитам присоединились и отряды субареев – так была велика ненависть всех соседних народов к правителям Ура.
И в 2004 году эламиты взяли реванш — она захватили Ур и полностью разрушили его. Ибби-Суэн был взят в плен и в цепях приведён в Аншан; туда же перевезли статуи основных шумерских богов из храмов Ура: Э-Нанны, Нин-Нгирсу и др.; возле развалин храма Нин-Нгирсу был построен лагерь для эламского гарнизона. Скорее всего, это был чисто символический жест, означавший окончательное подчинение Ура Эламу.
В сохранившейся поэме “Плач о падении Ура” есть такие строки:
"Людьми, а не черепками покрыта окрестность,
Стены зияют, ворота и дороги завалены телами,
На улицах, где собирались весёлые толпы, разбросаны, они лежали,
На всех улицах и дорогах лежали трупы,
На открытых полях, что были пляшущими полны,
Кучами они лежали...
Кровь страны заполнила трещины земли, как медь свою форму,
Тела разлагались, как жир на солнце..."
Эламский гарнизон оставался в Уре до 1996 года (по некоторым оценкам даже до 1985 года), но содержать гарнизон на столь отдалённой от Элама и разорённой территории было слишком накладно, и эламиты в конце концов покинули развалины Ура.
На месте разрушенного Ура люди ещё долго не селились.
Очерки истории Элама. Часть II. Период господства Аккада
(Продолжение следует)