Железная корона Ломбардии, или наследие королевы Теоделинды


Ворчалка № 689 от 08.12.2012 г.




В городке Монца, который находится недалеко от Милана, есть кафедральный собор св. Иоанна Крестителя (Сан-Джиованни Баттиста).
Над главным алтарём этого собора на цепях висит предмет, который все называют “Железной короной Ломбардии” (“Corona Ferrea”).
На самом деле, это лишь очень точная копия короны, а оригинал находится в специально оборудованном сейфе, и никто точно не знает, где находится этот сейф.

В апсиде этого собора находится саркофаг с надписью:
«Теоделинда, королева Ломбардии».


В самом начале этого очерка я скажу несколько слов о том, что собой представляет эта корона, а потом обсудим историю этой реликвии, которая считается чуть ли не древнейшей коронационной реликвией из сохранившихся в Европе.

Железная корона Ломбардии представляет собой диадему, изготовленную из золота, украшенную различными драгоценными камнями и местами покрыта зелёной эмалью. Корона состоит из шести сегментов, соединённых между собой золотыми же вертикальными шарнирами. Каждый сегмент украшен несколькими драгоценными камнями и имеет приблизительные размеры 5.5 х 8.0 см.
Почти все современные изображения “железной короны Ломбардии” сделаны с копии, висящей в соборе с Монце, так как хранители этой реликвии предпочитают лишний раз её не показывать оригинал широкой публике.

Почему эта корона называется “железной”?
Все сегменты этой короны изнутри соединены тонкой (около 1 см высотой и 1 мм толщиной) железной полосой – вот корона и называется железной.
А железо это не простое – эта полоска раскатана из гвоздя, одного из тех железных гвоздей, которыми римляне прибили тело Иисуса Христа к кресту. Правда, гвозди, которые римляне использовали для подобных целей, были весьма большими, так что полоска из одного такого гвоздя могла бы быть и посолиднее.

Гвозди, которыми тело Спасителя было прибито к кресту, стали фигурировать в христианском мире после 324 года, когда мать императора Константина Великого (272-337), Елена (250-330), провела раскопки в Иерусалиме и нашла там Крест Господень и несколько гвоздей.
О подлинности этих реликвий спорить не будем.
Крест остался в Иерусалиме, а гвозди Елена привезла в Константинополь.

Происхождение железной короны Ломбардии до сих пор точно не установлено. Историки и другие исследователи размещают время её создания от середины IV века до второй половины VIII века.

Сторонники раннего создания короны исходят из того, что она очень сильно напоминает византийские вотивные диадемы и предполагают, что она была создана во времена Константина Великого, и тогда же для скрепления её пластин был использован священный гвоздь.
Если предположить справедливость этой гипотезы, то первоначально “железная корона” использовалась для религиозных целей в одном из главных соборов Константинополя.
Кстати, почти все историки согласны с тем, что первоначально корона состояла из восьми фрагментов, но, предположительно в конце XIII века, два сегмента были утрачены.

Каким же образом эта корона оказалась в руках лангобардов?
Ведь наиболее популярная легенда (именно легенда, так как никаких документов или письменных свидетельств не сохранилось) относит создание этой короны ко временам уже упоминавшейся выше королевы Теоделинды (570-628).

Теоделинда была дочерью баварского герцога Гарибальда I (500-590), основателя династии Агилульфингов, и в 589 году была выдана замуж за лангобардского короля Аутари (540-590).
Романтичная легенда говорит, что Аутари заочно влюбился в Теоделинду и решил лично проверить, так ли она красива, как гласит слава о ней.
Лангобарды тогда воевали с баварцами, но Аутари инкогнито добрался до дворца баварского герцога и смог убедиться в красоте его дочери.
Кстати, Теоделинда была католичкой, а Аутари, как и все лангобарды, придерживался арианского вероисповедания, то есть с точки зрения официального Рима он был язычником (или еретиком).

В 590 году Аутари умер при невыясненных обстоятельствах (многие считают, что он был отравлен), и Теоделинда в том же году по настоянию лангобардской знати выбрала себе нового мужа. Им стал Агилульф (?-616), двоюродный брат Аутари.
Немного подозрительно, неправда ли?

Агилульф был коронован уже в 591 году, но он тоже был арианином и не препятствовал своей жене придерживаться никейского символа веры, то есть оставаться католичкой.
Вот тут-то, якобы, и появилась на свет эта железная корона Ломбардии. По легенде, новый папа Григорий I Великий (540-604, папа с 590) прислал Теоделинде в подарок тот самый гвоздь, а королева для коронации Агилульфа велела изготовить корону, для скрепления сегментов которой и был использован этот священный гвоздь.

Требуется объяснить, как этот священный предмет оказался в распоряжении папы Григория Великого?
Официальный Рим отклоняет версию о том, что в лангобардской короне присутствует железо из Константинова гвоздя. Были периоды, когда папы даже приостанавливали поклонение этой короне.
Однако большинство католических священников придерживаются той точки зрения, что император Константин Великий отослал несколько гвоздей в подарок своим верным друзьям и союзникам; так один гвоздь получил и римский первосвященник.
Эта версия выглядит довольно сомнительной и не подтверждается никакими свидетельствами.

С другой стороны известно, что Григорий более десяти лет пробыл в Константинополе в качестве одного из представителей римского епископа (папы). За эти годы Григорий вполне мог приобрести и гвоздь, и даже саму вотивную корону – различных святынь в то время в Константинополе было великое множество.

Почему же Григорий, едва став папой, послал лангобардской королеве столь ценный дар, как гвоздь, которым тело Иисуса Христа было прибито к кресту?
Конечно, Теоделинда был католичкой, но никаких особенных заслуг перед церковью у неё ещё не было.
Другое дело, что лангобарды представляли серьёзную угрозу для Рима, а ни Константинополь, ни Равенна никакой помощи Риму оказывать не собирались: у них были и другие заботы. Вот, мол, Григорий I и попытался задобрить лангобардов подобным даром.

Очень сомнительно, чтобы арианин Агилульф смог по достоинству оценить такой дар; и тем более не мог Григорий I надеяться на то, что Теоделинда сможет оказать на нового мужа хоть какое-то влияние во внешнеполитических вопросах.
Так и оказалось: в ближайшие годы лангобарды дважды осаждали Рим, и только в 596 году наступило временное затишье.

По некоторым предположениям, именно в этот период папа Григорий I в знак благодарности и прислал Теоделинде священный гвоздь, а то и саму корону.
Однако нападения лангобардов на Рим вскоре возобновились, и продолжались и после смерти Григория I.
Получается, что корона миротворческую миссию так и не выполнила.

Павел Диакон (720-800) в своей “Истории лангобардов” пишет и о королеве Теоделинде, и о папе Григории I. Он приводит письмо Григория I к Теоделинде, сообщает о том, что папа подарил королеве жития святых собственного сочинения, но ни слова не говорит о таких ценных и святых вещах как гвоздь или “железная корона”.
Ведь сообщая даже о причёсках лангобардов, Павел Диакон вряд ли бы упустил возможность рассказать о такой ценной вещи, как священная корона.
Рассказы о том, что Агилульф в 603 году перешёл в католичество, не подтверждаются никакими свидетельствами.
Правда, этот король был достаточно веротерпимым человеком и позволил Теоделинде крестить их сына Аделоальда (602-626) по католическому обряду.

После смерти Агилульфа в 616 году королём был провозглашён Аделоальд, но так как он был ещё слишком юн, то регентом королевства стала его мать Теоделинда. Теоделинда от имени сына, а потом и вместе с ним пыталась обратить лангобардов в католичество, но вызвала этим лишь недовольство своих подданных.
Считается, что к 624 году у Аделоальда стали явно проявляться признаки умственного расстройства, и он вместе с матерью был отстранён от власти.

Незадолго до своей смерти, приблизительно в 626 году, Теоделинда передала “железную корону” на хранение в собор Сан-Джиованни Баттиста, который был построен по её указанию в Монце ещё когда она была королевой лангобардов. Там эта корона хранилась как священная реликвия, и из собора её извлекали только для коронации очередного лангобардского короля.
Так гласит легенда.

Традиция гласит, что эта корона вошла в общеевропейский обиход при жизни Карла Великого (742-814). Считается, что в 800 году Карл был коронован как император Запада именно “железной короной” лангобардских королей, но это вряд ли верно, да и историк Карла Эйнхард (770-840) ничего не упоминает об этой короне.

Известно лишь, что в 774 году Карл Великий сокрушил королевство лангобардов и был коронован в качестве нового короля этой страны. Возможно, той самой “железной короной”. А может быть в 781 году Карл Великий короновал этой короной своих сыновей, Пипина (777-810) и Людовика (778-840): Пипина – как короля Италии, а Людовика - Аквитании. Никаких прямых свидетельств этих коронаций нет.

Непрерывная традиция использования “железной короны” восходит ко временам создания Священной Римской империи германской нации при императоре Оттоне I (912-973). Сам Оттон I был коронован как император в 962 году. До этого он получил корону короля Германии в 936 году и, вероятно, корону короля Италии в 961 году.
Во всяком случае, с тех самых пор претенденты на императорский титул должны были вначале короноваться как короли Германии, потом - Италии, и только потом в Риме папа короновал претендента в качестве императора. Большинство императоров проходило именно через такую процедуру. Так как “железная корона Ломбардии” довольно мала, то, скорее всего, при коронации её просто держали над головой претендента.

Использовал “железную корону Ломбардии” и Наполеон I, став императором французов в 1804 году.
Последний раз как один из коронационных атрибутов “железная корона Ломбардии” была использована австрийским императором Фердинандом I (1793-1875, император в 1835-1848 гг.) в 1838 году, когда он короновался как король Ломбардии и Венеции.

С тех пор “железная корона Ломбардии” хранится в кафедральном соборе в Монце как священная и историческая реликвия. Своё местоположение корона покидала только в 1859 году и в 1943 году.
В 1859 году австрийцы потерпели поражение в Италии и на семь лет увезли корону в Вену, но потом вернули её в Монцу.
В 1943 году после оккупации Италии нацистами её надёжно упрятали в Ватикане, но в 1946 году корона вернулась на своё законное место – в хранилище собора Сан-Джиованни Баттиста.

В заключение скажу несколько слов о сохранности короны.
Я уже говорил о том, что корона, скорее всего, утеряла два сегмента. Это могло произойти или в то время когда корону в середине XIII века отдавали под залог, или в первой половине XIV века, когда корона отправилась вслед за папами в Авиньон. Во всяком случае, после реставрации 1345 года нашу корону уже всегда описывали как малую.
В конце XX века итальянские исследователи установили, что железное кольцо в нижней части короны сделано из серебра.
Посыпался целый ворох самых различных предположений, но мне представляется, что во время реставрации короны в 1345 году истлевшее к тому времени железо мастер заменил на серебро.