Питтак (окончание)
Вот еще высказывания Питтака:
доверенное возвращай;
не злословь ни о друге, ни даже о враге;
в благочестии упражняйся;
умеренность люби;
храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.
Вот ряд ответов Питтака на популярные вопросы.
Вопрос:
"Что благодатно?"
Питтак:
"Время".
Вопрос:
"Что скрыто?"
Питтак:
"Будущее".
Вопрос:
"Что надежно?"
Питтак:
"Земля".
Вопрос:
"Что ненадежно?"
Питтак:
"Море".
Самыми знаменитыми стихами Питтака были следующие:
"С луком в руках и с полным стрелами колчаном
Пойдем на злого недруга:
Нет у него на устах ни слова верного -
Двойная мысль в душе его".
Умер Питтак в глубокой старости, прожив более семидесяти лет. На его памятнике было написано:
"Как неутешная мать рыдает о сыне любимом,
Плакал, Питтак, о тебе Лесбос, угодный богам".
Самым известным изречением Питтака было следующее:
"Знай всему пору".
В заключение заметок о Питтаке приведу парочку сохранившихся стихов Алкея против Питтака:
"Всенародным судом
Отдали вы
Родину бедную,
Злополучный наш град,
В руки - кому ж?
Родины пасынку!
Стал тираном Питтак,
Города враг,
Родины выродок".
Вот другие стихи подобного же рода:
"Не всегда продувной
Бестией был Питтак
И беспечен умом.
Нам, главарям, клялся,
На алтарь положа
Руку, а сам берег
Злорадетелей родины,
И за тем лишь глядел,
Как бы предатели
Не открылись его
Давним союзникам".
Но это стихи политического врага, а сам Питтак говорил:
"Если бы люди понимали разницу между невозможным и необычным, между противным природе и противным нашим представлениям, тогда бы они не впадали ни в доверчивость, ни в недоверчивость, а соблюдали бы правило Хилона:
"Ничего сверх меры!"
Хилон
О Хилоне нам известно еще меньше, чем о Питтаке. В списках спартанских эфоров он значится под 556 годом до Р.Х. Значит, он был исторической личностью, но сказать что-либо о его личности и делах очень трудно, кроме того, что Хилона причисляли к семи мудрецам.
С именем Хилона можно связать реформу эфората в Спарте. Диоген Лаэрский говорит, что Хилон сделал эфорат равным царской власти.
Предполагают, что именно Хилон был инициатором закона о передаче председательствования в народном собрании и в герусии от царей к эфорам. Это передало в руки эфоров всю полноту контролирующей власти и большую часть исполнительной.
По мнению некоторых исследователей именно Хилону принадлежит создание легенды о Ликурге и его законах, что облегчало ему проведение своих реформ под видом восстановления старинных законов. Впоследствии спартанские законодатели еще не раз будут прибегать к подобному приему.
Теперь же перейдем к сохранившимся фрагментам о Хилоне. Наиболее известны два следующих свидетельства древних авторов о нашем герое.
Рассказывают, что когда Хилон был на Олимпийских играх, там же оказался и афинянин Гиппократ, отец будущего тирана Писистрата. Когда этот Гиппократ совершал жертвоприношение, котлы с мясом и водой вдруг закипели без огня и вода полилась через край. Видевший это Хилон, дал такой совет Гиппократу:
не следует брать себе в дом жену, рожающую детей; если же он уже женат, то отпустить жену; если же у него уже есть сын, то от этого сына следует отказаться.
Гиппократ отверг совет Хилона, и у него родился сын, названный Писистратом, будущий тиран Афин.
Этот рассказ приведен у Геродота.
Про лежащий у берегов Лаконии остров Киферу Хилон говорил, что для спартанцев было бы лучше, если бы этот остров погрузился в море. Он всегда опасался какого-нибудь нападения на Спарту со стороны этого острова и говорил:
"Лучше бы этому острову не возникать, или, возникнув, утонуть!"
Будущее показало, что опасения Хилона были не напрасны. Вначале спартанский изгнанник Демарат советовал Ксерксу сделать там стоянку своих кораблей, но царь отверг этот совет, а напрасно.
Позднее, в Пелопонесскую войну, Никий захватил этот остров и поставил там афинский гарнизон. С этого острова афиняне потом принесли лакедемонянам очень много вреда.
Это предсказание принесло Хилону большую посмертную славу.
Рассказывают, что Хилон разорвал дружеские отношения с Солоном после того как афинянин сказал о том, что и "законам перемена бывает".
Солон однажды задал вопрос о том, когда более стяжает славы царь или тиран.
Питтак ответил:
"Когда добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него".
Хилон на этот же вопрос ответил так:
"Дело правителя - помышлять не о смертном, а о бессмертном".
На вопрос о том, какое государственное устройство самое лучшее, Питтак дал такой ответ:
"То, где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править".
Хилон же сказал:
"Лучшее государство - то, где больше слушают законы, меньше - ораторов".
На вопрос Анахарсиса о том, какой дом следует считать лучшим, Питтак ответил:
"Лучшиий дом - тот, где нет ни потребности в излишнем, ни нехватки в необходимом".
Хилон на этот же вопрос ответил так:
"Дому следует более всего походить на город, управляемый царем".
Потом он напомнил ответ Ликурга человеку, который посоветовал ввести в государстве народовластие:
"Сперва установи народовластие в своем доме".
Хилон утверждал, что добродетель человека заключается в том, чтобы с помощью рассуждений предвидеть будущее.
Когда его брат рассердился на то, что Хилон стал эфором, а он нет, Хилон сказал:
"Это потому, что я умею выносить несправедливости, а ты нет".
На вопрос о том, что отличает воспитанных людей от невоспитанных, Хилон ответил:
"Подаваемые надежды".
На вопрос о том, что труднее всего, Хилон ответил:
"Хранить тайне; не злоупотреблять досугом; терпеть обиду".
Когда же сам Хилон спросил Эзопа, чем занимается Зевс, тот ответил:
"Высокое понижает, низкое возвышает".
Вот перечень основных предписаний Хилона:
сдерживай язык, особенно в застолье;
не злословь о ближнем, чтобы не услышать того, чему сам не порадуешься;
не грозись, это дело бабье;
к друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье;
брак справляй без пышности;
мертвых не хули;
старость чти;
береги себя сам;
лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной только горе на раз, от другой навсегда;
чужой беде не смейся;
кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись;
хорошо начальствовать учись на своем доме;
языком не упреждай мысль;
обуздывай гнев;
гадательству не перечь;
на непосильное не посягай;
не спеши в пути;
когда говоришь, руками не размахивай - это знак безумства;
законам потворствуй;
покоем пользуйся.
Известна песня, которую считают принадлежащей Хилону:
"На пробном камне испытуют золото -
Нет надежней пробы.
А золотом испытывают разницу
Меж добрым и недобрым".
Когда Эзоп был послан царем Крезом к дельфийскому оракулу, он встретил на одном пиру Хилона, который сказал ему:
"Ты раб, а ходишь в посланниках?"
Впрочем, существует версия, что Хилон высказался более иносказательно, в духе Эзопа, так сказать:
"Сам бежишь, как мул, да спотыкаешься".
Но второе высказывание присоединили к одной известной басне Эзопа:
"Увидел лидийский мул свое отражение в реке, обрадовался, какой он большой и красивый, и пустился вскачь, размахивая гривою, точно лошадь. Но тут-то он и понял, что родился от осла, придержал свою прыть и унял в себе свои спесь и чванство".
Вот будто бы в ответ на эту басню Хилон и произнес свою знаменитую реплику.
Эзоп же в ответ рассказал Хилону еще одну басню:
"Увидел волк, как пастухи ели в шалаше овцу, подошел поближе и сказал:
"А сделай это я, какой бы вы подняли шум".
В старости Хилон говорил, что не знает за собой ни одного противозаконного проступка за всю свою жизнь, а сомневается только в одном. Когда судили его друга, то он осудил его по закону, но упросил своего товарища его оправдать. Так он услужил и закону, и дружбе.
Умер Хилон в старости, приветствуя своего сына после победы на Олимпийских играх в кулачном бою. Об этом сохранились следующие стихи:
"Благодаренье тебе, Полидевк светоносный, за то, что
Сын Хилона стяжал славу в кулачной борьбе!
Умер счастливый отец, на дитя-победителя глядя:
Надо ли плакать о нем? Мне бы подобную смерть!"
Сохранилось изречение Хилона:
"За порукой - расплата".
(Продолжение следует)