Говоря об У-ване, особенно подчеркиваются его боевые заслуги. О нем говорилось:
"Грозен и могуч был У-ван!"
Его называют "очень воинственным" и постоянно упоминается о его "рвении". Сообщается о хорошо спланированной деятельности У-вана и о том, что он покорил десять тысяч государств, но главная его заслуга заключается в крушении Шан:
"Войска Инь (Шан) стояли стеной... Блистателен был У-ван, он уничтожил и смел великую Шан... У-ван покорил иньцев, он расправился с ними и убил их".
Это конечно преувеличение, т.к. даже не все члены правящего дома Шан были убиты или репрессированы.
И только по разу сообщается о "добродетели" У-вана и о его "великом учении".
Столицу своего государства он выстроил в Хао.
Есть основания полагать, что силы дома Шан были истощены продолжительной борьбой с варварами на северо-западе, но это не столь уж и важно.
Покорив Поднебесную, У-ван понял, что единолично контролировать такую большую территорию он не сможет, поэтому он решил поделиться властью на местах, оставив за собой центральную власть. Он роздал в удел земли своим родственникам и сподвижникам. Тех правителей, которые сразу же признали власть дома Чжоу, он тоже оставил на местах и позволил им править в качестве вассалов дальше (но под присмотром). Я не случайно назвал подчиненных правителей вассалами, так как в структуре государства Западного Чжоу многие ученые находят большое сходство с феодальными структурами в Западной Европе. Даже сын погибшего правителя дома Шан получил какой-то удел и правил как вассал дома Чжоу.
Для чего это было сделано? Считается, что княжество в управление ему даровали для того, чтобы продолжались жертвоприношения дома Шан своим умершим правителям. Это позволяло снискать расположение могущественных духов и избегнуть их гнева, а это было необходимо для укрепления своей власти. Но У-ван принял и некоторые меры предосторожности: он назначил двух (или трех) своих братьев приглядывать за отпрыском дома Шан.
Через сравнительно небольшое время после покорения Шан и устройства дел в государстве У-ван умер и на престол взошел его наследник Чэн-ван, но реальная власть оказалась в руках одного из братьев покойного, Чжоу-гуна. Сообщается, что он был регентом в течение семи лет и был самым влиятельным человеком в государстве.
"Надсмотрщики" выразили свое недовольство, т.к. они считали себя обойденными, а, кроме того, подозревали Чжоу-гуна в намерении захватить престол.
В общем, дяди нового правителя объединились с шанским потомком, взяли в союзники племена варваров и восстали против Чжоу (т.е. против родного брата вместе с врагами дома Чжоу).
Чжоу-гун действовал быстро и решительно: он возглавил армию во время восточного похода, разбил войско врагов и казнил как шанского принца, так и одного из своих братьев.
На престол государства Сун Чжоу-гун посадил родного брата казненного принца, чтобы жертвоприношения Шан продолжались.
Во время восточного похода, как утверждают позднейшие источники, Чжоу-гун покорил пятьдесят государств и на их месте основал 71 вассальное княжество. Более близкие к времени жизни Чжоу-гуна источники говорят только о трех покоренных государствах. Кроме того, Чжоу-гун за годы своего регентства построил новую столицу близ современного Лояна. Новая столица считалась второстепенной в отличие от западной столицы. В нее были переселены оставшиеся шанские чиновники, которые жили там и перевоспитывались под строгим наблюдением.
Позднейшая традиция сделала из Чжоу-гуна человека, который на практике реализовал все высочайшие добродетели китайцев: еще бы, он был государственным деятелем, полководцем, ученым и философом. Он знаменит чуть менее Конфуция, но Чжоу-гуну приписывают создание основных элементов китайской культуры и философии. Ведь как философ он почитается как основоположник конфуцианской традиции, так сказать, Конфуций до Конфуция.
Тем более странно, что близкие ко времени правления Чжоу-гуна источники сообщают о нем очень мало.
Причину такой непопулярности можно найти в речах самого Чжоу-гуна. Вот он обращается к своему племяннику Чэн-вану (между прочим, правителю):
"Внимай моим наставлениям... если не будешь прилагать к этому все силы, царствование твое не продлится долго. Всегда приводи к порядку главных чиновников; если будешь во всем следовать моему примеру, они не осмелятся ослушаться твоих приказаний. Вступай на путь и будь почтительным".
Если вам, уважаемые читатели, не совсем понятно, в чем тут дело, то надо отметить, что у китайцев скромность всегда была одной из главных добродетелей, а речи Чжоу-гуна наполнены самовосхвалением, которое напрочь отсутствует, например, в речах Вэнь-вана. Это обстоятельство не добавляло Чжоу-гуну популярности у потомков.
В другой речи он на все лады восхваляет достоинства разных советников шанских правителей и утверждает, что успехи Вэнь-вана стали возможными только благодаря мудрому руководству пяти его главных министров. Чжоу-гун утверждает, что без них
"Вэнь-ван не обладал бы той добродетелью, которую он распространил на людей".
В правление У-вана четверо из них были еще живы, но
"теперь же дело это лежит на мне", -
так скромно заключает свою речь Чжоу-гун.
Несколько отдельных слов стоит сказать и о концепции Мандата Неба, которая часто упоминается в речах У-вана, но создателем которой вероятно являлся его брат Чжоу-гун. Именно в его речах смена всех династий представлена через концепцию Мандата Неба.
Чжоусцев не удовлетворяла власть, основанная на силе, им нужно было легитимное подтверждение их власти в глазах завоеванных народов, вот почему они приучали шанцев к концепции Мандата Неба.
Вначале им владела Ся, потом Шан, а теперь Чжоу. Но следует заметить, что ни в одной из сохранившихся надписей времен династии Ся не упоминается Мандат Неба, да и в Шан божество Тянь, "Небо", было неизвестно.
В изложении Чжоу-гуна дела обстояли следующим образом. Вначале Мандатом Неба обладали правители Ся до тех пор, пока Небо не отвернулось от последнего из них, жестокого и беспощадного:
"И тогда небо стало искать нового правителя для людей и милостиво ниспослало свой Сиятельный Мандат на Тана-победителя, покарав и уничтожив правителя Ся".
Тан основал династию Инь (Шан). Он и все его преемники, кроме последнего правителя, отличались добродетелью. Но
"последний правитель Шан предался праздности, забросил дела управления и не совершал должных жертвоприношений. И тогда Небо уничтожило его... Пять лет небо ожидало в надежде, что его сыновья и внуки смогут стать правителями людей, но никто из них не был настолько мудр. Тогда Небо искало в ваших многочисленных землях, насылало на вас бедствия, желая побудить тех, кто почтителен, но во всех ваших землях не нашлось никого, кто откликнулся бы. Наш же чжоуский царь (ван) хорошо относился к людям, следовал добродетели и исполнял долг перед божествами и Небом. Небо наставило нас, оказало нам милость, избрало нас и наделило нас Мандатом Инь, чтобы править в ваших бесчисленных землях".
(Продолжение следует)