"душу свободну имея... не срамляяся человечьскаго срама, многащи убо чреву его свое потребование и пред народом проход твори".Ибо юродивый делал это из презрения к телу,
"душу свободну имея... яко ангел пребывая, еже беяше яко бесплотен".
Иоанн Устюжский однажды
"в горящей пещи углие древом, на то устроенном, начат равняти... и егда изравняв угие зело горящее... влезе в пещь... и ляже на огни яко на одре".
"и дивляхуся твердости терпения его".
"нрав же его... таков бе: идеже бо грядеше сквозе улицу, не тихостию, но скоро минуя... И абие прося милостыни... и аще минует чий дом, иже не успеют ему сотворити милостыни напредь, егда хождаше, послежде аще начнут паки и восклицати его и творити подаяние, то убо никаки не возвращашеся и не принимаше"."Неразумнии" поносили юродивого, "мняше его гневлива", но агиограф поясняет, что юродивый не гневался на них, а просто учил их быть скорым на подаяние.
"Отселе не будешь ли паки смеятися невежественно?"Девица поклялась, что не будет, и тогда Василий исцелил ее, а затем и всех остальных женщин.
" и корчемник же... нали вина скляницу и дает ему, с сердца глаголя:А с этими словами в скляницу вскочил скорый на помине бес. Василий заметил это, а пропойца тем временем поднял чарку левой рукой, а правой перекрестился. Тут бес"Прими, пияница, чорт с тобою!"
"бысть силою креста палим и жеги аки огнем и выскочи из сосуда и... побеже из корчемницы".Тут Василий в голос захохотал, а присутствующие пьяницы озадаченно поинтересовались:
"почто плещет руками и смеется?"Пришлось юродивому рассказать о том, что ему было "явлено".
"когда смеется лицо твое, да не веселится вместе ум твой".
Арсений Новгородский однажды получил от Ивана Грозного мешок серебра, а наутро бросил его к ногам царя с почти шутовской фразой:
"Вопиет убо у мене в келии и спати мне крепко сотворит".Обычный шут закончил бы фразой:
"...и спати мне не дает", -но юродивый-то ночью должен бодрствовать и молиться.
"Заутра у тебе с сеней крава свалится!"А на следующий день упала с крыльца и разбилась насмерть жена воеводы Акулина.
"в нейже питие продается. Блаженному же Симону прилучившуся во храмине той, понеже нечасто прихождаше блаженный во храмину ту и пиющим возбраняше".Симон сразу же сообразил, в чем дело, схватил попа за горло и сильно сдавил его. Поп упал замертво, у него хлынула из горла кровь, а с нею вышла и рыбья кость. Так обычная кабацкая драка под пером агиографа превращается в исцеление, ведь блаженный действовал "духом святым".
"Что от чего произошло - яйцо от курицы или курица от яйца?"Скоморох не растерялся, тут же хлопнул философа по голове ладонью и спросил:
"От чего треснуло, от плеши или от ладони?"
Дж. Флетчер писал:
"Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, для отдачи куда ему вздумается [самому юродивому ведь ничего не надо], то купец, у которого он таким образом что-либо взял, почтет себя любимым Богом и угодным святому мужу".
"Во граде Хлынове сей блаженный Прокопий некогда прииде в приказную избу наг, якоже ему бе обычай ходити. Воевода же тогда сущий, князь Григорий по реклу Жемчюжников, ту на месте своем сидяше... Прокопий взя с него, воеводы, со главы шапку его и возложив на свою главу. Той же воевода, виде блаженного дерзновение, даде ему и место свое радостно. Блаженный же сяде на место его яко судия".
"Ту же бысть и Василий Блаженный, стояв во едином угле, царю не являяся тогда, яко же прежде обычно ему завсегда являяся".После литургии царь спросил блаженного, почему он не видел его во время службы, не из-за множества ли народу в храме?
"Не бе множества народа..., рече юродивый, - но токмо трое. Первое митрополит, вторая благоверная царица, третий аз грешный. А протчий народ все житейская умом мечтаху, но и ты, царю, мыслию был еси на Воробьевых горах, созидая себе полаты. Не бо, царю, судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти и умомо всюду мястися, но истинное моление, - еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводитися".Говорят, что царя поразила прозорливость юродивого, и
"оттоле нача его боятися".
"глаголяше:"Все изрядно, да единаго несть".Монарху вопросившу:"Чесого таковаго?" -отвеща:"Старыя веры!"