Почти полторы тысячи лет человечество восхищается небольшой книжечкой, "Утешение философией", которую написал незадолго до казни "последний римлянин" Боэций.
Книгу читали многие люди, в том числе и наши с вами современники, уважаемые читатели, [скажу по секрету, что весьма достойное чтение], а вот о биографии этого удивительного человека известно не очень-то и много. Постараюсь собрать вместе те сведения о Боэции, что удалось извлечь из разных источников, т.е. создать краткий биографический очерк, а о его трудах и философских взглядах любознательные читатели могут узнать из первоисточника, благо труды Боэция в конце XX века были переизданы в России (тогда еще СССР).
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме примерно в 480 году. Италией в это время правил король Одоакр из германского племени скиров. В 493 году во время пира Теодорих убил Одоакра, по одной из версий собственноручно, а по всей стране были перебиты множество воинов Одоакра и его сторонников. Теодорих же основал известное в истории королевство остготов. Это уже немного другая история, очень интересная, но уводящая нас в сторону, так как мы хотели поговорить о жизни именно Боэция, которого судьба близко свела с Теодорихом.
По рождению Боэций принадлежал к самому высшему римскому обществу, так как его предками были представители семейств Манлиев и Анициев, которые дали Риму много известных полководцев и политических деятелей. Род Анициев к тому же был в родстве и с императорами Восточной римской империи (Византии).
Дед Боэция доблестно сражался на Каталаунских полях против гуннов вместе с известным полководцем Аэцием (его часто тоже называют последним римлянином). Позднее он разделил судьбу победителя гуннов и пал от руки наемных убийц. Отец нашего героя, тоже Боэций, при Одоакре был консулом в 487 году и префектом претория. Он довольно рано умер, и наш герой еще в раннем детстве остался сиротой, правда, довольно состоятельным.
Его усыновил бывший консул Квинт Аврелий Меммий Симмах, принцепс сената и префект претория. Это был один из благороднейших и образованнейших людей своего времени. Он доводился правнуком тому знаменитому Симмаху, который в конце IV века возглавлял в сенате партию язычников и убеждал императора Грациана вернуть в курию статую Победы, удаленную оттуда по эдикту 382 года.
В семье Симмаха Боэций получил прекрасное воспитание и великолепное образование. Уже с довольно юных лет современники признавали Боэция едва ли не самым образованным человеком своего времени. Об этом сохранилось множество свидетельств, но о них чуть позже.
Где конкретно учился Боэций, нам неизвестно, а строить безосновательные гипотезы не хочется. Несомненно, что он получил великолепное домашнее образование и мог пользоваться богатейшей библиотекой Симмаха, но одного этого было все же недостаточно.
Мы знаем, что известность Боэций приобрел едва справив свое двадцатилетие, когда написал несколько трактатов, посвященных арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Два из этих трактатов дошли до наших дней. Они написаны на прекрасной классической латыни и показывают огромную эрудицию автора.
Женился Боеций довольно рано на дочери своего приемного отца и воспитателя, Рустициане, и имел от нее двух сыновей, Боэция и Симмаха.
Однако до наших дней дошла легенда, весьма популярная вплоть до Новейшего времени, о том, что Боэций в юности страстно влюбился в сицилийскую поэтессу Элпис, девицу весьма добродетельную, и имел от нее двух сыновей. Эта легенда прекрасно сосуществовала вместе с "Утешением философией", где Боэций прямо говорит о своей настоящей жене и детях.
Довольно рано Боэций был введен в сенат, а в 510 году стал консулом. Он довольно старательно и усердно выполнял свои обязанности, хотя и жаловался, что они отнимают слишком много времени и мешают его основной работе, т.е. написанию и комментированию философских произведений.
Боэций не описал конкретно свои трудности, но прекрасное представление о них мы можем получить из свидетельства Кассиодора, сменившего потом Боэция на посту магистра оффиций (первого министра):
"Только начну какое-нибудь дело, оно прерывается криками, и его приходится доделывать в спешке, так что начатое не может быть закончено с надлежащей осмотрительностью: один торопит меня частыми и недоброжелательными возражениями, другой терзает разговорами о своих тяжких бедствиях, а некоторые осаждают яростными распрями и раздорами.
Как вы можете при таких условиях требовать красноречивых посланий, если я едва успеваю подобрать нужные слова? Ведь даже по ночам одолевают меня неотступные заботы о том, будет ли доставлено в город продовольствие? Что в первую очередь требуется народу, радеющему более о своем желудке, нежели об услаждении слуха? Поэтому-то я и вынужден перебирать в уме все провинции и всюду расследовать неполадки, ибо недостаточно повелеть воинам, узнав, что они должны делать, если за выполнением приказа не следит бдительный судья".
После исполнения консульских обязанностей Боэций долгое время был комитом священных щедрот королевства остготов, т.е. распорядителем финансов. Он занимался вопросами содержания войск, распределением продовольствия, регулированием денежного обращения и торговли и прочими подобными делами. Дел было много, и свидетельства о некоторых из них сохранились.
Сохранились благодаря трудам Флавия Магна Аврелия Кассиодора (от 477 до 490 - от 570 до после 585), тоже сенатора и консуляра. Он появился при дворе Теодориха в 505 или 507 году и быстро стал начальником королевской канцелярии, ведя от имени Теодориха всю государственную переписку.
Отношения этих двух людей остаются для нас загадкой, над разрешением которой исследователи бьются уже не одно столетие.
Дело в том, что в своих трудах Боэций вообще не упоминает имени Кассиодора, а Кассиодор очень доброжелательно отзывается о научных занятиях Боэция, но ни слова не говорит о его политической и государственной деятельности. Следовательно, их отношения были далеко не безоблачными. Ведь они принадлежали к двум соперничающим партиям. Боэций принадлежал к сторонникам возрождения римской славы, а Кассиодор и его соратники полагали, что наследниками славы римлян являются готы.
Кассиодор оказался гораздо более удачливым и ловким придворным. Возможно, что именно он и способствовал падению Боэция, но прямых доказательств этого нет. Известно только, что в защиту Боэция он не выступил, а потом занял его кресло первого министра, тьфу, то есть магистра оффициев.
Кассиодор занимал этот пост и при Теодорихе, и при его преемниках, но своевременно почувствовал опасность, подал в отставку незадолго до падения королевства остготов, покинул столицу Равенну и уехал в свое имение на Юге Италии, где и продолжал заниматься литературными трудами. Он несомненно был очень образованным человеком, написал множество трудов, основал первый в Западной Европе центр по переписке древних книг, монастырь Вивариум, и лишь немного не дожил до ста лет.
Так вот, в одном из ранних посланий Теодориха к Боэцию содержится просьба подобрать на свой вкус хорошего кифареда для того, чтобы отправить его ко двору дружественного короля франков Хлодвига.
К более поздним временам, примерно к 510 году, относится письмо короля, в котором он просит Боэция сделать для бургундского короля Гундобальда клепсидру (водяные часы), ибо
"нам известно, что искусства, которыми обычно занимаются несведущие, ты испил в самом источнике наук".
Следовательно, Боэций был еще известен и как хороший механик.
Любопытно, что в этом же послании Теодорих (рукою Кассиодора) перечисляет и заслуги Боэция в деле распространения греческой науки в Италии:
"...таким образом, к хорам плащеносцев ты присоединил тогу, чтобы учение греков сделать наукой римской...
Ты передал потомкам Ромула всё лучшее, что даровали миру наследники Кекропса. Благодаря твоим переводам музыкант Пифагор и астроном Птолемей читаются на языке италийцев. Арифметик Никомах и геометр Евклид воспринимаются на авсонийском наречии. Теолог Платон и логик Аристотель рассуждают между собой на языке Квирина. Да и механика Архимеда ты вернул сицилийцам в латинском обличии…
Всех их ты сделал ясными посредством подходящих слов, понятыми - посредством точной речи, так что, если бы они могли сравнить свои творения с твоими, то, возможно, предпочли бы твои".
К последним годам жизни Боэция относится свидетельство Кассиодора, где он пишет, что к этому времени Боэций
"написал книгу о Святой Троице, а также несколько глав по догматике и книгу против Нестория. Сочинил он и буколическую поэму. Но в деле логического искусства, т.е. в том, что относится к диалектике, и в математических науках он был столь силен, что или был равен или даже превосходил древних авторов".
Это показывает, насколько были разнообразны и высоки дарования Боэция! И это далеко не единственное свидетельство.
Вот епископ Павии, ритор и поэт, Магн Феликс Эннодий пишет:
"Ты для меня самый выдающийся из людей...
В твоих руках огонь древней мудрости засиял с удвоенным жаром..."
Ладно, это в Италии, Но ведь и живший при дворе восточноримских императоров грамматик Присциан, один из крупнейших во всей античности, написал:
"Боэций достиг всеобщего признания и вершин всех наук".
Недаром после смерти философа Прокопий Кесарийский написал о Боэции, что тот
"превзошел всех других римлян своими деяниями в философии и справедливостью".
В 522 году Боэций достигает вершины своего политического могущества. Теодорих назначает его на высший в королевстве пост магистра оффиций (magister officiorum), т.е. делает его фактическим первым министром. В том же году два его еще совсем юных сына назначаются консулами.
Счастливый Боэций в торжественной речи благодарит Теодориха, а ликующий народ Равенны приветствует новых консулов и их благородного отца.
(Окончание следует)