15-го мая 1404 года кастильские послы выехали из Эрзинджана и двинулись дальше. На следующий день они миновали город Пагаррикс, о котором рассказывали, что в 1402 году Тимур приказал разрушить в нем все армянские церкви. Армяне заплатили Тимуру 3000 серебряных акча, чтобы он не трогал церкви, но Тимур, взяв деньги, все же приказал разрушить все церкви.
21-го мая послы прибыли в город Эрзерум, ранее принадлежавший армянским христианам, а теперь там правил Юсуф-Али из племени туркоманов (туркмен).
25-го мая послы заночевали в городе Дели-Баба, что означает Поселение безумных. Там жило множество дервишей, Клавихо называет их кахихи, прославившихся тем, что они исцеляли множество больных. Эти дервиши собирают много милостыни. Они бреют себе голову и бороду, одеваются в самую рваную одежду, которую только могут найти, и днем и ночью ходят, распевая под бубен. Едят они на улице, а над входом в их обитель укреплено знамя из черных шерстяных нитей, вверху укреплена луна, а у подножия древка в землю воткнуты рога оленей, баранов и козлов. Такие же рога укрепляют на крышах своих жилищ, а также носят их в руках, когда идут по улицам. Старший дервиш считается святым, и Тимур, когда проходил в этих краях, посетил его.
26-го мая послы заночевали в поле у реки Аракс.
29-го мая послы достигли города Сюрмари, расположенного близ горы Арарат. Тимур захватил этот город в 1387 году. Сюрмари считается первым городом, построенным после потопа, и отстроило его племя Ноя.
30-го мая послы достигли замка Игдир к югу от Арарата. Ранее в этом замке жили разбойники. Тимур захватил замок, казнил его владельца и приказал снять с замка ворота, чтобы в нем не могли укрываться разбойники. Потом он передал замок под управление жены казненного правителя, которая платила с тех пор дань Тимуру. Теперь замок стоит без ворот.
31-го мая послы покинули замок Игдир и продолжили свой путь вдоль подножия Арарата. Они миновали замки Маку и Алинджа. Последний замок знаменит тем, что с 1387 года неоднократно выдерживал попытки Тимура захватить его. Блокада замка с небольшими перерывами продолжалась около 14 лет.
5-го июня послы прибыли в город Хой, где встретились с посольством мамелюкского султана Насир ад-дина Фараджа к Тимуру. Они состояло приблизительно из двадцати всадников и пятнадцати верблюдов, нагруженных подарками, которые султан направлял Тимуру. Кроме того, посольство вело шесть страусов и жирафа.
8-го июня они выехали из города Хой, а за лошадями им пришлось отправить посланца в проходившее мимо войско. До этого дня окружавшие их горы были покрыты снегом, но с тех пор они снега больше не видели. Дорога дальше была ровной и спокойной. Вокруг виднелось множество садов, виноградников и каналов.
11-го июня они прибыли в город Тебриз. Здесь они услышали историю о том, что в этом городе генуэзцы имели земельные владения, которые им уступил шейх Увейс (1356-1374) из династии Джалаиридов, но через некоторое время он пожалел об этом. Дело в том, что генуэзцы не только занимались торговлей, но и захотели выстроить свой замок на купленной земле. Увейс им сказал, что в его владениях не принято, чтобы торговые люди строили замки. Сюда можно привозить свои товары и торговать ими, вот пусть генуэзцы этим и занимаются. Если же они хотят построить замок на купленной у него земле, то пусть увозят эту землю к себе и там строят свой замок. Так как генуэзцы очень энергично возражали Увейсу, считая такое решение нарушением договора, то шейх приказал отрубить им головы. Тем дело генуэзской экспансии на Восток и закончилось.
Тебриз был очень большим городом с огромным количеством торговых улиц, площадей и караван-сараев. Множество дворцов в городе было разрушено по приказу Мираншаха, третьего сына Тимура, управлявшего западной частью его империи, но дворец Давлат-хане, выстроенный Увейсом, почти совсем не пострадал.
В этом городе на одной из улиц стоит сухое дерево, про которое рассказывают, что когда оно покроется листьями, то в Тебриз придет христианский епископ с множеством христиан и обратит местных жителей в христианство. Это предсказание сделал один местный дервиш по имени Сайтен [масло масляное, так как сайтен это искаженное santo homo, т.е. дервиш].
Местные жители были очень раздосадованы таким предсказанием и решили срубить это дерево, но те, кто пытался ударить по дереву топором, поломали себе руки. Вот перед вами, уважаемые читатели, еще один вариант легенды о пресвитере Иоанне. Эта легенда возникла, скорее всего, после 1141 года, когда армия султана Санджара была разбита в Катвинской степи близ Самарканда войсками каракитаев, в котором были отряды несториан.
В Тебризе послы пробыли девять дней, и далее до самого Самарканда они уже ехали по тракту, который контролировался администрацией Тимура. На каждой станции здесь держали множество лошадей для тех, кто ехал к Тимуру, так что путь стал намного быстрее и был совершенно безопасным.
Итак, 20-го июня послы покинули Тебриз и двинулись дальше. Их путь лежал через Сайдан, Уджан и Туселяр. Они передвигались по жаркой равнине, и из каждого селения им выносили угощения. Прямо в поле расстилали ковры и приносили хлеб, кислое молоко и различную выпечку, а если они хотели остаться в этом месте на ночь или сделать остановку для отдыха, то им приносили большое количество мясных блюд.
После Туселяра они передвигались, в основном, по ночам, так как днем ехать стало трудно из-за жары и огромного количества мух.
23-го июня они прибыли в город Миане, что означает Половина пути.
24-го июня к ним прибыл гонец от Мираншаха, который передал им указание Тимура ехать к нему как можно быстрее, чтобы поскорее встретиться с ним, так как он стоит с войском неподалеку отсюда.
На следующий день они встретили нового гонца от Мираншаха, который передал им, что Тимур отправился в Султанию и просит послов двигаться как можно быстрее. Они миновали Зенджан, который был сильно разрушен и почти необитаем в то время.
26-го июня они прибыли в Султанию, где застали Мираншаха, и на следующий день тот принял их. Послы поднесли Мираншаху суконные и шерстяные одежды, а также прочие подарки, и были приняты очень хорошо. После недолгой беседы для послов был устроен пир, по окончании которого кастильцам по приказу Мираншаха были выданы одежды из камки.
Султания расположена на равнине, несколько меньше Тебриза, но это город с более развитой торговлей. Летом сюда прибывает множество караванов верблюдов из разных стран. Гилянь и Шираз, Северная Индия и Китай, Йемен и Сирия шлют сюда свои товары. Сюда привозят множество пряностей, шелков, драгоценных камней и прочих редкостей. Многие из этих товаров не встретить даже в Александрии.
Из дальних стран, вроде Китая, товары поступают в Султанию через Ормузский порт. Про Шемаху, откуда привозят одни из лучших шелков, Клавихо рассказывает как о месте с очень жарким климатом. Когда туда приезжают иностранные купцы, то они часто умирают там от солнечного удара. Те же, кто не умирает от солнечного удара, навсегда остаются желтыми, как выдра.
Про корабли, плавающие по Внешнему морю (так тогда называли воды Атлантического и Индийского океанов, которые, как считалось, охватывают всю сушу), Клавихо сообщает, что они сделаны при помощи веревок и деревянных гвоздей, а в противном случае они были бы развалены магнитными камнями, которых много в этом море. Но ведь уже Марко Поло сообщал, что арабы делают свои корабли без железа, так как у них его мало, а индийцы сколачивают свои корабли железными гвоздями, а о магнитных камнях он не упоминает.
Султания, как уже говорилось, лежит на равнине и не имеет собственной крепостной стены. В городе расположен очень красивый замок с хорошей стеной и очень красивыми башнями, украшенными узорами из изразцов, на каждой из которых стоит маленькая катапульта. В городе множество улиц, площадей и водоводов, которые поддерживаются в хорошем порядке.
Клавихо не очень ясно представлял себе географию окружающих стран. Он сообщает, что справа (!) от Султании за крутыми горами с вечными снегами лежит страна Курчистан (Курдистан?), а слева (!) за раскаленными горами лежит стана Гинилян (Гилян). Он также упоминает море Баку, которое расположено посередине земли в шести днях пути от Султании и не соединяется ни с каким другим морем. На дальних островах этого моря, якобы, добывают алмазы.
Мираншах
Мираншах с 1393 года управлял западными землями империи Тимура. Как я уже говорил, однажды он велел разрушить множество дворцов и мечетей в Тебризе. Про него рассказывают, что после падения с лошади в 1396 году в его поведении стали замечаться странности, однако официальные источники не связывают разрушения в Тебризе с именем Мираншаха.
Затем в 1399 году он прибыл в Султанию, изъял казну, хранившуюся в городском замке и раздал ее своим рыцарям и воинам. Мираншах также хотел произвести большие разрушения в этом городе. Говорили, что по причине охватившего его безумия он сказал сам себе:
"Разве я не сын самого великого человека в мире? Что бы мне сделать такое в этих городах, чтобы оставить по себе память у потомства?"
И тогда он велел произвести уже упомянутые большие разрушения, чтобы могли сказать: Мираншах ничего не создал, но велел разрушить лучшие творения в мире. Так пишет Клавихо. Однако же он лично встречался с Мираншахом, и тот не произвел на него впечатления сумасшедшего. Клавихо только отметил, что Мираншаху на вид около сорока лет, он тучен, большого роста и страдает подагрой.
Когда Тимур узнал о делах своего сына, то он поспешил в Султанию, а Мираншах, узнав о приезде отца, надел себе на шею веревку и пришел к отцу просить прощения. Тимур хотел казнить сына, но за него вступились все родственники, так что Тимур простил сына, но лишил его власти и войска.
Далее Клавихо сообщает, что Тимур призвал к себе Абу Бекра, сына Мираншаха, и сказал ему:
"Так как твой отец провинился передо мной, возьми себе его земли и владения".
А внук ответил ему:
"Сеньор, сохрани Бог, чтобы я взял то, чем владел мой отец, лучше вы перестаньте гневаться на него и верните ему все утраченное".
Так как Абу Бекр не взял предложенного, то Тимур вызвал другого сына Мираншаха, Омара, который принял владения и войско своего отца. Из-за этого Омар и враждует со своим отцом и братом.
После этого Тимур захватил Багдад и Алеппо и отдал их Абу Бекру. С тех пор Мираншах и Абу Бекр живут там вместе.
Когда Мираншах творил свои дела, его жена Севин-бек, которую Клавихо называет Гансада, убежала тайком и прибыла к Тимуру, чтобы сообщить ему о делах сына, и что он намерервается восстать против него. Вот поэтому-то Тимур и отнял у Мираншаха его владения. Севин-бек после этого осталась в Самарканде. У Мираншаха от Севин-бек есть сын. Вот что сообщил Клавихо.
В действительности все обстояло не совсем так. Мираншах вел весьма разгульный образ жизни и производил огромные траты. Тимуру доносили об этом, но он ничего не предпринимал, пока к нему с жалобой на мужа не приехала Севин-бек, которая вначале была женой старшего сына Тимура, Джехангира, а после его смерти в 1376 году стала женой Мираншаха.
Эти события только немного ускорили уже давно намечавшийся поход Тимура на Запад. Официальные источники ничего не сообщают о ссоре Тимура с Мираншахом и об отказе Абу Бекра от власти. Прибыв в Султанию, Тимур отстранил Мираншаха от власти и казнил множество его приближенных, деньги вернул в казну, но сына не тронул.
В 1403 году Абу Бекр получил в удел Багдад с окружающими землями, а в 1404 году Омар был пожалован "престолом Хулагу", то есть ему подчинились, или должны были подчиниться все правители и царевичи Западного Ирана и Месопотамии.
Халил-Султан был любимым внуком Тимура и проявил себя уже во время индийского похода.