Многие из вас, уважаемые читатели, встречались с именем Оккама, если
не в курсе западноевропейской философии, то на страницах научно-фантастических произведений,
где часто упоминают "бритву Оккама". Сохранилось большое количество сочинений Оккама,
которые в XX веке стали привлекать большое внимание современных философов и историков
философии. Но о самом человеке по имени Уильям Оккам известно очень мало. Считается
точно установленным только один факт из его биографии, а именно, что Оккам был англичанином.
Существует два варианта написания его фамилии Occam или Ockham. Год его рождения
различными исследователями варьируется от 1279 до 1302. Неплохая вилка! Правда, в
последнее время историки склонны сдвигать дату рождения Оккама в сторону начала 80-х
годов XIII века. И на место его рождения претендуют два местечка с названием Оккам:
одно находится в графстве Серрей, а другое расположено в 150 км на юго-запад от Линкольна.
О его происхождении не известно абсолютно ничего.
Установлено, что философское и теологическое образование Оккам получил
в Оксфордском университете. Затем он четыре года читал лекции по Библии, а затем
готовился к получению докторской степени. Установлено, что Оккам получил эту степень,
но в текстах папской курии его магистром не называют, так велика была ненависть к
нему его политических противников. Но документальных свидетельств пребывания Оккама
в Оксфорде очень мало. Не удалось установить имени его наставника, а также выяснить,
встречался ли Оккам с Дунсом Скоттом, который в те годы преподавал там же.
Примерно в 1314 году Оккам вступил в ряды ордена миноритов (францисканцев),
примкнув к направлению спиритуалов, однако он защищал тезисы своих соратников не
с позиции мистики, а с позиции преклонения перед рациональным знанием. В 1323 году
канцлер университета Иоанн Люттерелл обвинил Оккама в ереси и сообщил об этом папе
Иоанну XXII. В конце 1324 года Оккама привозят в Авиньон, где тогда располагались
папы, где он должен был держать ответ на предъявленные ему обвинения. Почти четыре
года в ожидании суда Оккам провел в монастырской тюрьме города под стражей. Его дело
разбирала комиссия из шести магистров во главе с Люттереллом. Параллельно его дело
разбиралось и комиссией кардинала в Англии. Английский король отозвал Люттерелла
из комиссии, но помешать движению процесса он уже не мог.
К концу 1325 года магистры в основном уже подготовили свое заключение
по этому делу. Они обратили внимание на 51 тезис из трудов Оккама, и 29 из них были
признаны безусловно еретическими, а 22 просто ошибочными. Суровый итог!
Но речь шла не просто о суде над Оккамом. Папская курия стремилась
расправиться с руководством ордена францисканцев. Вместе с нашим героем под арестом
в Авиньоне находились генерал ордена францисканцев Михаил Чезенский и известный юрист
Беренгаций. Еще в 1323 году францисканцы заявляли протесты против злоупотреблений
папской полиции. Им это быстро припомнили! После чего францисканцы стали главными
союзниками императора Людвига Баварского в его войне с папами.
26 мая 1328 года (одна из немногих точно установленных дат в биографии
нашего героя!) Михаил Чезенский, Оккам и Беренгаций ночью бежали из папской тюрьмы.
Очевидно, в Авиньоне у них нашлись союзники. На лошадях они добрались до морского
берега, где их уже поджидала галера. Все было хорошо организовано, но имена организаторов
остались неизвестны. Беглецы хотели достигнуть Пизы и соединиться там с армией Людвига
Баварского, воевавшего с папской армией в Италии.
6 июня 1328 года Оккама и его друзей папа Иоанн XXII отлучает от церкви,
но они уже далеко: 9 июня они прибыли в Геную, затем добрались до Пизы, где произошла
встреча с войсками императора. Они живут какое-то время в Пизе, в конце 1329 года
оказываются в Парме, где в декабре этого же года Михаил Чезенский произносит проповедь,
в которой называет папу Иоанна XXII "стяжателем", "олухом" и "поджигателем войны",
а также обвинил его в отклонениях от требований христианской морали. В партию Оккама
и его друзей тем временем вливались новые сторонники.
Но настала пора нашему герою предстать перед императором. Это произошло
в феврале 1330 года. Оккам обратился к императору со следующей фразой:
"О, император! Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!"
Оккам поселяется в монастыре францисканцев в Мюнхене, где пользуется
покровительством друга императора Людовика - антипапы Петра де Корбери. Отсюда Оккам
ведет борьбу с папами Иоанном XXII, Бенедиктом XII и Климентом VI, оспаривая их стремление
к полноте духовной и светской власти. Он доказывает, что в мирских делах папы должны
подчиняться императору, а в духовных - церковному собору. Попытка серьезного ограничения
власти пап, которую они ему так и не простили. В 1338 году Оккам провозгласил, что
братья-минориты являются истинно верующими мужами, и они не могут быть связаны в
своей деятельности какими-либо папскими указами. Но самый большой гнев папской курии
вызвало утверждение Оккама, что император или король могут облагать налогами церковные
владения и имущество в тех случаях, когда это светскому владыке представляется необходимым!
29 ноября 1342 года умер Михаил Чезенский, и Оккам стал рассматриваться
своими сторонниками как новый генерал ордена францисканцев. Все годы пребывания в
Мюнхене Оккам ведет колоссальную писательскую деятельность. Из под его пера выходят
многочисленные богословские, философские и политические трактаты, перечислять и анализировать
которые я здесь не буду.
В 1347 году от апоплексического удара умер император Людовик Баварский.
По намекам папской курии Оккам якобы после смерти своего патрона стал делать попытки
примирения с папством, но, по мнению современных исследователей, эта информация насквозь
лжива, и имела своей целью очернение имени Оккама. С другой стороны император Людовик
в конце своей жизни делал шаги к примирению с папами, и даже обещал им выдать всех
врагов папства, включая Оккама. К счастью для Оккама и его соратников этим планам
не суждено было сбыться.
Точная дата смерти Уильяма Оккама тоже не известна. Считается, что
он умер от чумы в Мюнхене в 1349 или 1350 году. Никаких достоверных сведений о его
личной жизни, увлечениях и пристрастиях не сохранилось. Однако в его трудах нет антифеминистских
высказываний. Он не разделял утверждение Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего.
Также Оккам пропагандировал идеи уравнивания прав мужчин и женщин в области отправления
культовых обрядов.
Отмечу, что труды Оккама очень внимательно изучал Мартин Лютер и они,
следовательно, сыграли важную роль в подготовке Реформации. Но из всех деяний Оккама
наиболее известна и часто упоминается "бритва Оккама". Сам он сформулировал ее так:
"...множественность никогда не следует полагать без необходимости... [но] все,
что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, - это же может быть
объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания".
"Бритва Оккама" требует производить возможно меньшее количество допущений,
признавать как можно меньше сущностных реальностей и минимизировать количество основных
элементов, привлекаемых для экспликации (разъяснения) смысла соответствующих терминов.
"Бритву Оккама" использовали, например, когда выдвигали аргументы против системы
Птолемея, в защиту гелиоцентрической системы Коперника. Это оружие часто использовалось
на протяжении столетий, прошедших со дня смерти великого мыслителя.