Рассказы о русском фольклоре. Водяной


Ворчалка № 61 от 06.09.2000 г.


Водяной также является одним из наиболее популярных персонажей русской нечистой силы, который царствовал в воде. Почти все исследователи отмечают сходство образов водяного и лешего. Так Вл. Даль писал о водяном следующее:
"Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится".



Но это не полный портрет водяного. Суммируя данные различных исследователей, получаем следующую картину: водяной - это безобразный голый старик, косматый, одутловатый, покрытый тиной, с большой бородой и зелеными волосами. Другие же исследователи записали, что водяной весь покрыт густой шерстью белого или зеленого цвета. В некоторых местностях портрет водяного украшается такими деталями как гусиные лапы вместо рук и ног, хвост, чешуя, рога и т.д. Или руки у него человечьи, а вместо ног рыбий хвост.



В Вологодской губернии, например, водяного представляют отнюдь не стариком. Это
"мужик, очень широкий в плечах, с тонкими ногами; у него небольшие рога, тело покрыто чешуей, хвост четверти три длиною, пальцы рук и ног очень длинные, с кривыми, крепкими ногтями, между пальцами перепонки".
Как видим, отдельный портрет может существенно отличаться от среднестатистического!



У белорусов водяной это или
"огромный старик с зелеными волосами и бородой из водорослей",
или же
"черное, обросшее волосами человекоподобное существо с рогами, хвостом и когтистыми лапами".



Водяной является хозяином водной стихии: морей, рек и озер. Он повелитель и покровитель рыб и других водных существ. К человеку водяной относится, как правило, враждебно. Он может напугать или даже утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают человека насмерть или, даже, утопят его.



Водяной мог покровительствовать только лишь рыбакам, мельникам и пчеловодам, и то изредка. Водяного было принято задабривать рыбой, причем первой, табаком (!), новыми лаптями, медовыми сотами и т.п. Бросали петухов, бараньи головы, различных дохлых животных и даже живых лошадей. Дары приносились или весной, или осенью, а при постройке мельницы или плотины - обязательно. Совершались также и возлияния водяному. А о мельниках почти во всех местностях ходили слухи, что они колдуны и связаны с различной нечистой силой.



Рассказов о водяном собрано значительно меньше, чем о лешем. Так Вл. Даль отмечал, что из всех опрошенных мужиков только один рассказывал о водяном как очевидец. Остальные же знали, что где-то есть водяной, но Бог весть где. Тогда как лешего встречало множество людей.



Живут водяные обычно в омутах, особенно около мельниц. Любят пьянствовать и посещать шинки, где играют в кости. Могут украсть коров или лошадей. На зиму водяной уходит в свое подземное жилище.



Часто водяного изображают царем, живущим в морской пучине в роскошном дворце из хрусталя и золота. Его окружают многочисленные жены и злые красавицы дочери, русалки и водяные меньшего ранга. Морской царь любит повеселиться и созывает в свой дворец утонувших музыкантов, которых заставляет играть, а сам пляшет под их музыку вместе со своими приближенными, несмотря на свой почтенный возраст. Такая пляска вызывает сильное волнение на реках и озерах, а на море сопровождается бурей. Кладовые дворца наполнены золотом и другими сокровищами, которые упали на дно вместе с затонувшими кораблями.



С таким водяным встречался и былинный герой Садко. С образом Садко связаны представления о том, что водную стихию можно успокоить, исполняя специальные напевы. Эти представления живы у поморов и до сих пор. Но главное для водяного все-таки дары и уважение. Правда, к концу XIX века дары стали становиться скромнее. В Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо бросали шило, мыло и голову петуха. В Вологодской губернии рыбаки для получения хорошего улова бросали водяному худой сапог с портянкой (жадные люди; на месте водяного я бы обиделся и показал им улов). В Орловской губернии мельники лили водяному водку и бросали кусочки хлеба и крошки. Так и во всех вариантах былины о Садко его путешествие к морскому царю связано с неуплатой ему положенной дани.



При широкой распространенности веры в водяного, как уже говорилось, достоверных случаев о встречах с ним, в отличие от лешего, записано на удивление мало. Когда же происходит встреча с водяным?



Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет воду из реки, озера или, даже, колодца. Встреча с водяным неизбежна, если человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя. Бывало, что водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться. Водяной может придти на звуки музыки или на девичьи гуляния, если они в шутку позовут водяного. Но водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого водяного. Утопленница может стать женой водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. От водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.



Но все эти случаи происходили где-то и кем-то, а реальных случаев столкновения с водяным записано очень мало. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал водяного:
"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие - с ладонь, нос - как сапог, не меньше".
В другой раз водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.



Любимой рыбой водяного является сом. Он разъезжает на соме верхом, а, кроме того, сом приносит водяному утопленников. Поэтому сома в народе часто называют чертова лошадь.



Из всего вышесказанного видно, что с водяным без особой нужды встречаться не стоит. В отличие от лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.