Вопросы и ответы, вып. 3


Ворчалка № 60 от 31.08.2000 г.


Почему при прощании с покойниками мужчины-христиане снимают головные уборы?

Следует напомнить, что мужчины обнажают голову не только при прощании с покойниками. Это приходится делать при посещении церкви, при совершении молитвы и в ряде других случаев, т.е. когда приходится обращаться к Богу. А женщины в этих же случаях обязаны быть с покрытой головой.

Ответ на этот вопрос можно найти в "Первом послании к коринфянам Святого Апостола Павла". Там сказано буквально следующее:

"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая... Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею , для Ангелов". (1 Кор 11,4-16.)
Вот отсюда и берет происхождение этот обычай.



Расскажите немного подробнее о собственно Либицкой резне.

Признаю, что само событие освещено в статье слишком коротко и поверхностно. Восполняю, хоть и с опозданием, эту недоработку.

Войско подошло к воротам замка Либицы 27 сентября во второй половине дня, то есть накануне праздника св. Вацлава. Многие историки попрекают короля Болеслава II, что он сделал это без объявления войны и без предупреждения. Сразу же разгорелся бой, который шел без перерывов до рассвета праздничного дня. Нападавшие стремились проломить ворота или разрушить участок стены, но пока без особого успеха.

С рассветом на стену замка вышел один из Славниковичей и предложил нападавшим сделать перерыв в боевых действиях для совершения молитв в день святого Вацлава, которого почитали во всей Чехии. Выстрелом из арбалета Славникович был убит, и штурм возобновился с новой силой. Наконец, нападавшим удалось ворваться в замок, и тут-то и началась собственно резня. Убивали всех людей без различия пола и возраста, кто попадался под руку.

Части жителей замка и некоторым из братьев Славниковичей удалось укрыться в церкви. Нападавшие взломали двери храма и ворвались в церковь, но тут им под ноги из ниши упал крест. Все остановились, и никто не решался осквернить насилием святое место. Тогда укрывшимся в церкви клятвенно предложили сохранение жизни, если они выйдут из церкви и признают верховную власть короля Болеслава II. После недолгого совещания все согласились на эти условия, и вышли из церкви во главе со священником Радлой. Несмотря на данное слово, они были тут же окружены вооруженными людьми и быстро перебиты. В живых не осталось ни одного человека, а сам замок был до основания разрушен.



Расскажите немного о братьях Гримм.

Ну, если немного. Якоб Гримм родился в 1785 году, а умер в 1863 году.
Его брат Вильгельм родился в 1786 году, а умер немного раньше в 1859 году. Оба брата то совместно, а то попеременно занимали профессорские кафедры в Берлинском и Геттингенском университетах. Всемирную славу им принесли книги "Детские и семейные сказки"(1812-1814) и "Немецкие предания"(1816-1818). Они издали также большое количество научных трудов, среди которых выделяется работа Якоба Гримма "Немецкая мифология", изданная в 1835 году.



Какая существует связь между Иоанном Богословом и Агасфером?

Не знаю! Я никакой связи обнаружить не сумел. Может быть, помогут богословы, к которым я обратился, но ответа пока не получил. Об Иоанне Богослове я сегодня говорить не буду, а коротко напомню об Агасфере, или Вечном Жиде.

Легенда о Вечном Жиде возникла в начале XIII века. По одной версии, когда Иисус Христос шел на Голгофу, то он остановился передохнуть у дома иерусалимского сапожника Агасфера, который ударил его колодкой. Христос на это сказал ему:

"Я отдохну, но ты будешь ходить до тех пор, пока я не приду опять".
По другой версии это был привратник Пилата по имени Картафин, который бил Христа кулаками.

Больше прижилось Вечному Жиду имя Агасфер. Но как бы там ни было, с того времени Вечный Жид не может умереть и вынужден странствовать по свету, нигде не находя себе покоя. Каждые сто лет на него нападает тяжелая и мучительная болезнь, после которой к нему возвращается молодость и здоровье.

Существуют свидетельства, что Вечного Жида видели в XIII веке в Форли и в XIV веке в Сиене. В 1542 году студент Павел фон Эйтцен, впоследствии епископ Шлезвигский, якобы видел Агасфера в Гамбургском соборе, который стоял с босыми ногами перед кафедрой во время проповеди. Павлу фон Эйтцену удалось проследить часть жизненного пути Агасфера, о чем он и делал сообщения своим ученикам, один из которых записал эти рассказы и издал их в 1564 году. В 1602 году вышла народная книга о Вечном Жиде, основу которой составили эти рассказы. С этих пор началась не только литературная судьба Вечного Жида, но его начали встречать в разных странах, причем под разными именами.



Кто такие арманьяки?

Мы опять возвращаемся во времена Столетней войны. Арманьяки - это одна из двух придворных группировок, которые вели борьбу за регентство при психически больном короле Карле VI. Партия так названа по имени тестя Карла Орлеанского графа Бернара д'Арманьяка. Отец Карла Орлеанского Людовик Орлеанский был родным братом короля и до своей смерти считал, что регентом должен быть он. Эту эстафету подхватил его сын Карл.

Арманьяки боролись за регентство над королем с бургийонами, то есть бургундцами, сторонниками бургундских герцогов Филиппа Смелого и его сына Жака Бесстрашного. Бургийоны затем поддерживали претензии английских королей на французский престол, а арманьяки выступали в защиту прав дофина Карла, сына Карла VI.

Через некоторое время будет написан очерк о борьбе арманьяков и бургийонов.