Лето - это именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем обычно
таких персонажей славянского фольклора, как лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п.
К сожалению, первые серьезные труды по славянской мифологии относятся ко второй половине
XVIII века, когда исследователи всерьез занялись собиранием и записью устной народной
традиции. Очевидно, к этому времени многое было уже утрачено, и у нас нет целостной
картины славянской мифологии. Некоторые исследователи считают, что ее никогда и не
было. Может быть... Поэтому рассмотрим для начала обзор сведений о такой популярной
фигуре русского фольклора, как леший. Надеюсь, что вы узнаете для себя что-нибудь
новенькое.
Многие исследователи отмечают общность представлений о лешем с мифологическими
образами других народов, например, с сатирами в античной мифологии. Посмотрим, что
удалось записать нашим исследователям, а потом сами решайте, есть ли у лешего общие
черты с другими персонажами.
Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда
он почитается и как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой
лесовик. Он часто появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и
птиц с места на место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключать с ними
и справедливые договоры на пользование дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о
лешем.
В Рязанской губернии записан такой рассказ:
"К кабатчику ночью пришел мужик в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил стакан
водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел множество разного зверья. На его
вопрос мужик ответил: "Это я товарищу в карты проиграл, и теперь иду
долг платить".
А на вопрос, кто же он такой, мужик сказал:
"Я - царь лесной".
В Вологодской губернии записан аналогичный рассказ, только там леший
выпивает ведро водки и гонит стадо волков.
В Калужской области записан рассказ о том, как перед лесным пожаром
леший, трубя в рог, перегонял зверей. И повалили из леса медведи и волки, лисицы
и зайцы, белки, лоси, козы... Всякая лесная живность шла со своей парой и с другими
не смешивалась, а на людей и вовсе никакого внимания не обращала. А за зверьем и
"сам" с кнутом за плечом и с рожком в руках. А величиною он с большую колокольню
будет. Отличительной чертой лешего является его хохот.
Как же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные
растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или
балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости
от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу
или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца,
человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей
и заводит путников в непролазную чащу.
Большинство рассказов о лешем сводятся к простому рассказу о встрече
рассказчика с нашим героем. Часто леший принимает облик какого-либо знакомого рассказчика,
его соседа, помещика или, даже, дьякона. Распространены рассказы о том, как леший
под видом старичка подсаживался на телегу или сани, и тогда никакая сила не могла
сдвинуть их с места.
Избавиться от лешего можно было и именем Господа, и матерной руганью,
и выстрелив в него медной пуговицей, а также рассмешив его.
Рассказы о похищениях лешим в большинстве случаев имеют счастливый
конец. Так, когда леший похитил девок, они жили у него двенадцать дней, но благодаря
помощи сельского колдуна вернулись домой.
В другом рассказе леший в наказание за
кражу овцы уводит сына мужика в лес, где тому приходится жить с "лешовихой".
Или,
леший уводит девицу в лес, но служат в церкви молебен, и девица счастливо возвращается
домой.
Леший заводит в лес одного парня, который понравился жене лешего. По ее совету
он ничего не ест в доме у лешего и благодаря этому возвращается.
А одну пропавшую
девушку обнаружили через некоторое время сидящей на сосне и беременной.
В рассказах о договорах с лешим часто встречается сюжет о том, как
он пасет за пастуха его стадо и предсказывает погоду на год вперед. В этих рассказах
леший уже ближе к людям. Он сидит с пастухами или охотниками у костра, ест с ними
кашу и выпивает, с ним можно договориться, задобрить, от него можно откупиться.
К концу девятнадцатого века ужас в рассказах о лешем сменяется доброй
насмешкой. Леший постепенно очеловечивается. В результате такого смягчения образа
лешего меняется и его внешний облик.
К началу XX века относится такая запись о лешем:
"Леший живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта кожами. Леший всегда ходит в
оболочке: в желтом зипуне, опоясан, в красной шапке, молодой, без бороды. Это скорее
человек: живет лешней, ходит с собакой, женат, имеет детей".
Леший был очень популярен в русском фольклоре и стал героем многих
русских народных и авторских сказок. Но эту тему я рассматривать не буду. Отвечу
напоследок лишь на вопрос, как можно вызвать лешего? Надо в великий четверг ночью
сесть в лесу на старую березу и громко три раза крикнуть:
"Царь лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!"
Тогда он явится и скажет "все тайное и будущее".
Счастливых встреч!