В 1253 году на очередном курултае было принято решение завершить войну
в Китае и совершить поход к берегам Средиземного моря, имея целью взятие Багдада,
Дамаска и Иерусалима. Руководить последним был поставлен Хулагу-хан. Сам он был приверженцем
одного из направлений буддизма, но его жена, Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей
христиан.
Начальником штаба у Хулагу был найман Китбуга-нойон, ревностный несторианин.
Своих помощников он набирал из единоверцев. В союз с монголами вступил армянский
царь Гетум I, который в 1253 году лично прибыл в ставку Мункэ, чтобы заключить союз
для совместных действий против мусульман. К этому же союзу примкнул и князь Антиохии
Боэмунд, который был зятем Гетума. Казалось, что сбываются мечты христианского мира:
на Востоке поднялось христианское войско для удара по неверным! Посмотрим же, как
развивались события...
Подготовка похода велась очень тщательно. С предстоящего маршрута следования
армии были отогнаны все кочевые племена, чтобы оставить нетронутыми пастбища. Через
реки были наведены постоянные или понтонные мосты. В большом количестве заготовлен
провиант и размещен на пути следования армии. Из Китая было выписано около тысячи
специалистов по метательным машинам.
Вначале армия монголов двигалась неспешно. Лишь в январе 1256 г. она
переправилась через Аму-дарью и вошла в Иран. К концу 1257 г. Иран был завоеван,
причем были ликвидированы практически все крепости и опорные пункты исмаилитов. А
в феврале 1258 г. армия Хулагу после незначительного сопротивления вошла в Багдад.
На пятый день Хулагу приказал остановить грабеж города. Это событие произвело сильнейшее
впечатление на весь христианский мир, а особенно на восточных христиан. По просьбе
своей жены Хулагу запретил преследования христиан всех исповеданий (на свою беду
и беду всего этого мероприятия он не видел и не понимал этих различий). Несторианскому
патриарху был для устройства резиденции предоставлен дворец халифа. Армянский патриарх
благословил Хулагу и его войско на священную войну. Здесь же состоялось и соединение
монгольской армии с войсками Гетума I и Боэмунда Антиохийского. Союзная армия двинулась
на Сирию, прошлась по ней, а весной 1259 г. авангард монгольской армии был уже у
стен Газы. Правда, Дамаск и Алеппо пали лишь в 1260 г., так как они, в отличие от
Багдада, отчаянно сопротивлялись.
Весь ближний Восток стал христианским. Мусульмане разгромлены. Единственной
опорой мусульман остался Египет. В Европе Хулагу и его супругу сравнивали с Константином
и Еленой. Казалось бы, сбылась вековая мечта! Но не все этому радовались. Не радовались
различные рыцарские ордена, тамплиеры и иоанниты, потому что с освобождением Гроба
Господня они должны быть распущены. Не радовались папские легаты на Ближнем Востоке:
ведь восточные христиане оказались несторианами, т.е. еретиками. А для них еретики
были хуже мусульман и самого черта!
И вот христианские рыцари-монахи заявляют, что
"если придут монгольские черти, то они найдут на поле сражения слуг Христа готовыми
к бою".
Как оценить такую позицию крестоносцев? Более того, папский легат отлучил
Боэмунда от церкви за союз с монголами! Да, далеко не все хотели победы креста любой
ценой!
Тут начались и другие неприятности. В тылу у монголов в 1259 г. восстали
грузины, которых монголы считали своими естественными союзниками и не лишили их самоуправления.
Вместо того чтобы опереться на грузинские войска в войне с мусульманами, монголам
пришлось тратить свои резервы, весьма скудные, так как основной театр военных действий
находился в Китае, на подавление этого восстания.
11 августа 1259 г. умер Мункэ-хан. Когда Хулагу получил известие о
его смерти, он срочно свернул все свои дела и вернулся в Иран. В империи монголов
во время междуцарствия все чингисиды должны были присутствовать на курултае лично.
В Палестине под командованием Китбуги-нойона осталось по различным данным от 10000
до 20000 человек.
Против них стояли мамлюки Египта, у которых с монголами были свои счеты.
Ведь почти все они попали в свое время на невольничьи рынки из монгольского плена.
Они помнили все, и повторения не желали допустить. Более злейшего врага для монголов
трудно было придумать. Но коннице мамлюков было очень трудно пересечь Синайскую пустыню,
так как все опорные пункты на морском побережье находились в руках христиан.
Итак, летом 1260 г. Китбуга-нойон со своим войском стоял около Баальбека.
Позиция у него была надежной. С востока - пустыня, с запада - замки христианских
рыцарей, которых он считал своими союзниками. Но тут вмешался случай, который в Европе
прошел бы незамеченным, а здесь сыграл роль запала. Владетель Сидона, Жюльен, был
человек необузданных страстей. Траты его значительно превышали его доходы. Он давно
заложил тамплиерам свой город и промышлял грабежами соседей. В Европе это обычное
дело. Так он ограбил окрестности Тира, где правил его родной дядя. До прихода монголов
он грабил Сирию. Вот и в этом году он напал на мирное население и вернулся в Сидон
с добычей и пленными. Он или забыл, что Сирия уже год принадлежит монголам, или не
придал этому обстоятельству никакого значения.
Монголы очень удивились. Они считали, что грабить можно врагов, а не
союзников. Чтобы урегулировать это недоразумение был послан небольшой отряд под командованием
племянника Китбуги-нойона. Рыцари увидели, что монголов мало и перебили весь отряд.
Монголы такого предательства простить не могли! Они быстро пошли на штурм города
и взяли его. Часть жителей города и сир Жюльен спаслись на острове, куда монголы
попасть не смогли из-за отсутствия плавсредств. Город был разрушен, а его стены срыты.
Даже тесть Жюльена, армянский царь Гетум I, жалел, что того не поймали и не повесили.
Тамплиеры же оправдывали разбой Жюльена и даже выкупили у него развалины города.
Отсюда-то и пошла гулять по Европе легенда о злых и жестоких монголах, которые хуже
самих чертей!
В это время выступили мамлюки. Конница султана Куттуза форсировала
Синайскую пустыню и опрокинула немногочисленный монгольский заслон в Газе. Но нойон
Байдар успел известить Китбугу о вторжении. Узнав о начале войны, Китбуга с войском
двинулся от Баальбека к Назарету, чтобы здесь остановить врагов. Он рассчитывал,
что мамлюкам передохнуть будет негде, и их кони будут утомлены. Вы бы тоже так считали!
Но помощь мамлюкам пришла с совсем неожиданной стороны - от христианских рыцарей
Аккры! Они даже обсуждали вопрос о заключении союза с мамлюками против монголов,
т.е. с мусульманами против христиан. Как вам это понравится?! Только магистр тевтонских
рыцарей помешал заключению этого союза. Но мамлюков приняли как дорогих гостей, снабдили
продуктами, сеном для лошадей и позволили хорошенько отдохнуть. Говорят, что Куттуз
подумывал о том, чтобы захватить этот город, но главный враг ждал впереди. За это
гостеприимство мамлюки заключили с рыцарями Аккры торговую сделку: они пообещали
продать им по низким ценам лошадей, захваченных у монголов. Мамлюки же конечно и
не подумали потом выполнять свои обязательства. Предателей никто не любит!
Хорошо отдохнув, армия Куттуза прошла через владения христиан в Галилею,
чтобы оттуда двинуться на Дамаск. Китбуга с монгольской конницей встретил противника
у Айн-Джелуда (около Назарета) 3 сентября 1260 года. И утомленной оказалась только
монгольская конница. У мамлюков же было еще и численное превосходство. Против главных
сил монголов Куттуз выставил авангард своей армии под командованием своего друга
Бейбарса. Монголы пошли в атаку и яростно бились, но на этот раз половцы устояли!
Потом с флангов ударили резервные части мамлюков, и исход сражения был предрешен.
Это было первое поражение монголов в их походах, и разгром был полный. Китбуга-нойон
сражался до тех пор, пока под ним на пал конь. Тогда его скрутили и доставили к Куттузу.
Так закончился желтый крестовый поход.
Китбуга-нойон сказал пленившему его врагу, что Хулагу-хан пошлет новую
армию, которая зальет Египет кровью. Потом он добавил, что всегда был верным слугой своего
хана и никогда не был цареубийцей. После этих слов Куттуз отрубил ему голову. Зря
он так поступил! Не принято было в то время убивать знатных пленников, захваченных
на поле боя. И Аллах скоро покарал Куттуза. Но об этом я расскажу в одном из ближайших
выпусков.