Ответы на вопросы читателей. Обзор 2


Ворчалка № 45 от 03.06.2000 г.


Прелюдия к выпуску

Уважаемые читатели! Пришла пора снова пообщаться с Вами. Большое спасибо всем за письма и пожелания. Темой сегодняшнего выпуска будут ответы на некоторые из Ваших вопросов, как я это уже обещал раньше. Большая часть Ваших вопросов может дать темы для новых Ворчалок (т.е. эти темы будут использованы в будущем), но пока я отвечу на вопросы, которые непосредственно связаны с опубликованными Ворчалками, или на вопросы, которые требуют кратких ответов. Но сегодня вопросов и ответов я опубликую не очень много, так как я получил два очень интересных письма, которые и хочу предложить Вашему вниманию. Они будут помещены в конце выпуска. Приношу извинения тем читателям, на вопросы которых я пока не ответил. Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем.



Вопросы и ответы


Откуда произошло выражение "In vino veritas?"

Истина в вине! Большинству людей это выражение известно из стихотворения Блока, но оно уже давно стало летучей пословицей. Выражение типа "вино и правда" зафиксировано уже у греческого поэта Алкея (VI в. до Р.Х.). Как поговорка это выражение найдено у греческих лексикографов Зенобия и Диогениана (II в. до Р.Х.). В более привычном нам виде эту поговорку приводит Плиний Старший в своем труде "Естественная история"(XIV,28,22):
Vulgoque veritas jam attributa vino est,
что в переводе означает -
"общепринято вину приписывать правдивость".
Отсюда уже рядом и до привычной нам формы.



Что такое децимация?

Децимацией в Риме называлась казнь каждого десятого солдата в том подразделении, которое проявило трусость в бою или отказалось выполнять приказ начальника. В большинстве случаев выбор жертв производился по жребию, но иногда производился лично командиром подразделения или более высоким командиром. Виды казни практиковались самые различные: быстрое умерщвление (меч, копье, лук), распятие на кресте, немедленные гладиаторские игры, побитие камнями или палками и т.д. Это диктовалось или боевыми условиями (быстрая смерть), прихотью начальства, или выбором самой позорной казни для данного подразделения (с точки зрения казнимых и окружающих).



Известно, что Гитлер строил третий рейх. А какие были первые два?

Под первой империей эти строители подразумевали Священную Римскую Империю Германской Нации, которая возникла из империи Карла Великого и формально просуществовала до конца XVIII века (вот откуда идея тысячелетнего рейха).

Вторая империя - Германия, объединенная Бисмарком. Но эта хищная империя просуществовала очень недолго. Идея создания третьего рейха, можно сказать, витала в воздухе.



Расскажите немного о законодательстве Драконта.

Драконт, или Дракон, афинский аристократ, который в 621 г. до Р.Х. записал и ввел в действие новые правовые нормы. Позднейшая молва приписывала этим законам чрезвычайную жестокость. Говорили, что они написаны кровью. Рассмотрим же основы этого законодательства.

Во-первых, отменялось право аристократии на кровную месть. Убийства стали подразделяться на умышленные и неумышленные. Первые подлежали суду Ареопага, и виновный карался смертью. Вторые подлежали суду эфетов, а виновный приговаривался к изгнанию. Т.е. государство взяло в свои руки наказание виновных.

Во-вторых, это группа законов, направленных на охрану частной собственности. По этим законам каралось само преступление, независимо от размеров убытков. В большинстве случаев наказанием была смерть.

Дискуссии же о политических реформах Драконта продолжаются и по сей день.



Кто такой Лев Исавр?

Лев III Исавр был византийским императором с 717 по 740 гг. О его происхождении точных данных нет. Местом его рождения называли Германикию в Северной Сирии, Германикополь или Селевкию в Исаврии, что лежала напротив Кипра. Говорили, что он сын сапожника, но точных данных нет. С его именем связано начало иконоборчества в Византии, а также славные страницы борьбы с арабским нашествием. О правлении этого императора я обязательно напишу Ворчалку.



Чем мы можем Вам помочь?

Такой вопрос часто задают мне на страницах своих писем. Самая большая помощь, дорогие читатели, это Ваши письма. А уж когда я получаю такие письма, которые стоит опубликовать... Это означает, что вы становитесь активными создателями Ворчалок!
Чем Вы еще можете помочь? Ну, разумеется, пропагандой Ворчалок среди своих друзей и знакомых. Чем больше будет читателей, тем больше придет интересных писем и вопросов. Тем шире и разнообразнее будет тематика Ворчалок, а также и таких обзорных выпусков.



Письма


Получил я одно любопытное письмо из Литвы, написанное в стиле Ворчалки. Очень оно мне понравилось, да и автор разрешил его опубликовать. Стоило публиковать или нет, судите сами. А за факты, изложенные в письме, я не отвечаю...



Пишите письма, или Литва в конце Первой мировой войны

Конец 1917 года. Маленькая Литва всe ещe оккупирована Германией. Литва страстно желает независимости. В конце концов, когда Германия начала вести переговоры с Советской Россией, она позволила Литве объявить в декабре 1917 года Акт о независимости, дабы Россия не имела никаких претензий на Литву. Кроме независимости акт провозглашал и нерушимый союз Литвы с Германией.
Когда Литва опомнилась, что подписала, в феврале 1918 года она приняла новый акт, в котором уже речь шла о полной независимости. Однако Германия его проигнорировала.

Весной 1918 года Германский рейхстаг всe же решил оторваться от своих повседневных дел и бросил взгляд на акт от декабря 1917. Далеко от Берлина до Литвы. Парламентарии долго не могли понять, чего от них хотят, однако решили удовлетворить чаяния литовского народа, желавшего вступить с ними в нерушимый союз. Хотят присоединиться, ну ладно, присоединим.

Итак, начались обсуждения, к какой же земле присоединить Литву: Пруссия рядом, но можно и к Саксонии. Тут подоспели делегаты из Литвы и стали просить, чтобы Литву присоединили к Вюртембергу - католической земле, т.к. Пруссия и Саксония - земли протестантские, а литовцы народ очень религиозный. Как хотите, решили депутаты, можно и к Вюртембергу.

А ещe, для более нерушимого союза, делегаты попросили, чтобы курфюрст Вюртемберга Вильгельм фон Урах стал королeм Литвы Миндаугасом II.
Почему же не согласиться, и против этого ничего не имели депутаты. Только будущее королевство всe же должно было остаться королевством, а не безымянной частью земли.

Вильгельм необычайно обрадовался, как никак всe-таки будет королeм. Начал учить литовский язык, стал писать письма в Литву. И остальная Германия радовалась, что Литва сама превращается в немецкий край.
Долго будущий король учил литовский язык, долго писал письма. Но лето кончалось, а Германия проигрывала войну.

Вскоре Вильгельм получил последнее письмо из Литвы, в котором его народ ответил своему королю: "Пишите письма"...

       Дмитрий из Литвы



Вот еще одно очень интересное письмо. Подпись, к сожалению, более чем лаконична. Письмо приводится, как обычно, в полной авторской версии с сохранением стиля и содержания.



В дополнение к выпуску 21, "Сказание о возниконевении государства хунну"

Здравствуйте!
Так поздно пишу, так как хотела дать точную ссылку... Это труды Хорезмской экспедиции под руководством С.П.Толстова.
Государство Юэчжи - массагетская конфедерация, причем в это время гегемоном был Хорезм, было расположено на территории современной Респ. Узбекистан. До сих пор сохранилось древнее название когда-то сильно укрепленной крепости в Хорезме - Хазарасп, что означает "тысяча коней", по легенде эти кони от крылатой кобылицы, пойманной там. От этой кобылицы пошли замечательные кони - очень выносливые и к тому же золотые, и в прямом и в переносном смысле - то ли подшерсток, то ли волосок у них был рыжий, отчего на солнце они казались огненными - такими конями брали дань персы.
Еще во время войн с персами массагеты были сильны в военном отношении и особую роль играла конница. Так что Модэ послали не просто за конем. Царевич Модэ находился у юечжи в качестве заложника, что было принято: подчиняя себе, требовали для надежности царевичей к себе ко двору.
В 206 г. до н.э. правитель Греко-Бактрийского царства Евтидем объединился с селевкидом Антиохом III Великим против юечжи, используя гуннов /хуннов/. В этом же году Модэ счастливым образом бежит на родину, где убивает отца и открывает военные действия против юечжи. Исследования Б.Лауфера показали, что правитель гуннов Модэ-Шаньюй производит военную реформу, сменяя традиционную легкую конницу конницей тяжело вооруженной.
Толстов в своей работе "Древний Хорезм", гл. IV, разд. III, обосновывает, что именно из страны юечжи в Монголию, Китай и Сибирь проникает великолепная порода высокорослого боевого коня, рассчитанного на тяжело вооруженного всадника.

Второй этап борьбы гуннов и юечжи падает на 176 г. до н.э. - опять совпадающее с периодом максимальной внешнеполитической активности Греко-Бактрийского царства. В 165 г. до н.э. шаньюй гуннов Лаошань разбивает юечжи, а из черепа убитого юечжийского царя делает чашу для питья, и эти события совпадают с новым последним подъемом могущества греко-бактрийцев.
Так что отец Модэ не предавал, а отправил гарантом своей благонадежности. Свое пребывание у юечжи Модэ использовал с большой пользой - изучил и перенял их военную структуру и завел себе мощного союзника - правителя греко-бактрийцев. Так что он вернулся домой с их поддержкой, а не получил милость от отца. Поддержанный в своих начинаниях - оружие и тогда денег стоило - смог довольно скоро решить поставленную ему задачу - стал третьим в долгом споре двух военных коалиций - массагето-парфянской и бактрийско-селевкидской.

Я не знаю историю других государств, но, мне кажется, что в данном случае это красивая притча, но не история.

С уважением, Глория.