В I тысячелетии до н.э. к северу и северо-западу от Китая кочевали племена
хуннов. Между ними и Китаем была прослойка из других кочевых племен, поэтому о древней
истории хуннов сведений нет. К концу I тысячелетия хунны усилились настолько, что стали
входить в непосредственный контакт с Китаем. Китайский историк Сыма Цянь записал
легеду о возникновении государства у хуннов. События, описываемые ниже, имели место
на границе III и II в.в. до н.э. Итак...
У верховного вождя хуннов (шаньюй, по-китайски) Туманя было два сына и молодая
жена. Старшего сына (от первой жены), Модэ, он очень не любил и хотел, чтобы престол
достался любимому младшему сыну. Обычная, в общем-то, история.
Тумань отправил Модэ
заложником в племя юэчжи, а через некоторое время напал на это племя, считая, что
юэчжи должны убить его сына. Так бы, наверно, все и произошло, но Модэ был решительно
не согласен с таким развитием событий. Ему удалось украсть у юэчжей коня и вернуться
домой к отцу, о предательстве которого он уже догадался. А куда ему было еще деваться?
В степи чужаков не любят.
Отец был поражен таким подвигом и дал ему в управление часть
племени (тюмень, т.е. около 10000 семейств; сколько народу он получил в подчинение
на самом деле трудно сказать, т.к. китайские историки очень любили круглые цифры).
Убить сына он не решился, т.к. тот стал очень популярен в племени.
Модэ начал немедленно обучать свою конницу и научил ее пользоваться стрелой,
издававшей в полете свист (для этого в стреле просверливали несколько отверстий).
Он приказал, чтобы все пускали стрелы только вслед за его свистящей стрелой. Невыполнение
этого приказа каралось смертной казнью.
К чему такие строгости? Сейчас увидите.
Через
некоторое время Модэ решил проверить дисциплину в своей армии. Модэ пустил свистящую
стрелу в своего великолепного коня, и тем, кто не выстрелил, отрубил голову. Хорошее
средство для укрепления дисциплины!
Через некоторое время Модэ выстрелил в свою молодую
красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе бросили луки, т.к. не смогли выстрелить
в беззащитную женщину. Им тоже немедленно отрубили головы.
Как-то на охоте Модэ выстрелил
в одного из коней отца, и не было ни одного уклонившегося. Дисциплина была установлена.
Вы уже догадались, что произошло потом?
Наступила развязка.
Как-то на охоте, следуя за отцом, Модэ пустил в него
свою свистящую стрелу. И шаньюй Тумань тут же превратился в дикобраза: так его утыкали
стрелами.
Модэ быстро покончил с мачехой и младшим братом, а также с теми старейшинами,
которые не захотели ему подчиниться. Он провозгласил себя шаньюем. Сыма Цянь относит
это событие к 209 г. до н.э. (в пересчете на наше летоисчисление).
Затем Модэ повел
себя как мудрый и дальновидный политик.
Сильное соседнее племя дунху узнало об усобице у хуннов и решило этим воспользоваться:
они потребовали лучшего коня хуннов и любимую жену Модэ (или лучших коней и самых
красивых женщин).
Старейшины негодовали и хотели отказать, но Модэ сказал:
"К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну женщину и одну лошадь?"
И приказал отдать и то, и другое.
Тогда дунху возгордились и потребовали себе полосу
пустыни, необитаемую и непригодную для скотоводства.
Земля была, вообще-то, ничья,
и старейшины решили из-за такой неудобной земли не устраивать спор.
Но Модэ решил
иначе:
"Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!"
Он
приказал отрубить головы всем, кто советовал отдать землю (бедная оппозиция - или
согласен с шаньюем, или остаешься без головы!), и немедленно напал на племя дунху.
Они не ожидали нападения и были наголову разбиты. Вся земля дунху, скот и имущество
достались победителю.
После возвращения из похода против дунху Модэ не распустил
армию, а напал на племя юэчжи и прогнал его на запад.
Таким было начало государства Хунну, которое в течение четырех веков на равных
соперничало с Китаем, а очень часто и побеждало его. Но это уже совсем другая история.
А как вы считаете, прав ли был Модэ, что не отдал дунху пустую землю? И что нам делать
с четырьмя Курильскими островами? Честное слово, я не хотел затрагивать современность,
но что делать, если даже в таком далеком сюжете находятся переклички с современностью.