Как я и обещал, хочу привести свои размышления о Жанне, вернее о том, кем Жанна не была,
хотя и предвижу, что это вызовет бурю возмущения у части читателей.
Очень уж большое
сомнение вызывает у меня крестьянское происхождение Жанны, да и вообще, вся эта история
напоминает хорошо срежиссированный спектакль. Фразы о спектакле прорываются даже у
тех историков, кто не ставит под сомнение крестьянское происхождение Жанны.
Кто же мог поставить этот спектакль? Поставим вопрос иначе. Кому был выгоден этот спектакль?
Принцу Карлу, кому же еще!
Договором в Труа он был законным (sic!) образом отстранен от престолонаследия.
Даже его родная мать его предала, высказав сомнения в его происхождении (т.е. под
сомнение было поставлено отцовство Карла VI). Кому после этого он мог доверять? Да
еще не удавшееся, правда, покушение на его жизнь. А царствовать хотелось, но прав
не было.
И тут очень кстати подвернулась это старое предание о деве, которая спасет
Францию. Но ждать можно было долго, а жизнь одна.
Первым делом надо было найти девушку,
которую бы почти никто не знал, но которой можно было бы доверять. Простая крестьянка
на это дело явно не годилась: кто знает, что ей придет в голову.
Историки, которые
сомневаются в крестьянском происхождении Жанны, называют несколько кандидатур. Наиболее
достоверной мне представляется версия о том, что это была одна из внебрачных дочерей
герцога Орлеанского, сводного брата принца Карла. Но я на этом не настаиваю. Мне
кажется более важным показать, кем Жанна не была, а иначе мне пришлось бы писать
целую книгу. Но я отвлекся.
На подготовку девушки к роли и созданию соответствующего окружения вокруг нее ушло
некоторое время, может быть, и несколько лет. Ведь девушка должна была происходить
не из ближних краев, где ее могло бы знать множество народу. И Жанна происходит из
деревушки с дальней лотарингской границы.
В церковных книгах не сохранилось никаких
записей о рождении или крещении Жанны, но зато нашлось множество свидетелей ее крещения.
Правда, эти свидетели нашлись в 1456 г., когда проходил процесс об отмене приговора.
Тогда же нашлись и многочисленные крестные матери и отцы Жанны.
Интересно! Книги
(церковные) сохранились, а в них нет никаких записей об этом событии. Когда проходил
процесс в Пуатье, этот факт почему-то никого не заинтересовал. Интересно, почему?
Да и современные биографы Жанны как-то проскакивают этот момент. А что раскопали
англичане, мы не знаем.
Ну, ладно. Вот Жанна появляется на арене мировой истории. Но что-то меня смущает
во всем этом.
Рассмотрим несколько фактов из ее биографии, которые приводят в своих
исследованиях сторонники крестьянского происхождения Жанны, но рассмотрим критически
и без налета восторженности. Проявим, так сказать, здоровый скептицизм, потому что
в чудеса я не верю. А некоторые факты из биографии Жанны можно объяснить только чудом,
если верить в ее крестьянское происхождение. Насколько мой скептицизм оправдан? Сейчас
увидим.
1. Вот первое сообщение о Жанне (все остальные свидетельства о более ранних деяниях
Жанны были записаны уже после ее казни).
"Говорят, что некая дева, направляющаяся к благородному дофину, чтобы снять осаду
с Орлеана и сопроводить дофина в Реймс, дабы он был миропомазан, проехала через город
Жьен".
Сообщает об этом Жан Бастард, позднее граф Дюнуа, в письме к принцу Карлу (sic! внебрачный
сын герцога Орлеанского).
Далее он пишет еще более удивительные вещи:
"Поскольку мне была поручена охрана города, так как я был королевским наместником
во время войны, я послал к королю сира де Виллара, сенешаля Бокэра, а также Жамэ
дю Тийе, ставшего впоследствии бальи Вермандуа, дабы получить(!) подробные сведения
о сей деве".
Интересно! Орлеан ближе к лотарингской границе, чем Шинон. Почему же он с одной стороны
сообщает королю о появлении некой девы, а с другой - посылает людей за информацией
о деве. Спектакль начинается?
2. Указанные лица вернулись и рассказывали, что
" сами видели, как дева
приехала к королю в город Шинон. Король не пожелал ее принять; пришлось этой деве
ждать два дня (жуткий срок!), пока ей не было дозволено предстать перед королем,
несмотря на то, что она беспрестанно повторяла, что пришла снять осаду с Орлеана
и сопроводить благородного дофина в Реймс для миропомазания, и настоятельно просила
дать людей, лошадей и оружие".
Итак, в Орлеане уже знают о появлении
девы и о ее миссии.
3. Первое упоминаемое письмо Жанны к Карлу (текст не сохранился) написано из Фьербуа,
в 1/2 дня пути от Шинона. Ее сопровождает отряд вооруженных людей и королевский гонец
Коле де Вьенн. Отряд встретился с Жанной не в Домреми, а в Вокулере.
Почему там?
Как она туда попала? Об этом подробнейшим образом рассказывается во всех биографиях
Жанны, только как-то забывают упомянуть, я не говорю уж акцентировать, о том, когда
записаны все эти рассказы. Через 25 после ее казни! Конечно, к старости память у
людей становится значительно лучше.
4. У Жанны для проезда по Лотарингии (она была оттуда родом по официальной версии)
была охранная грамота от герцога Лотарингского Карла II. Интересно, герцог Лотарингии
многим крестьянкам или крестьянам давал охранные грамоты для проезда по своей территории?
5. Жанна уже при первом своем появлении сидит на коне "как настоящий воин".
Историки объясняют это тем, что она наверняка умела ездить верхом на рабочих лошадях
отца. Может быть, крестьянская дочь и умела ездить верхом на рабочей лошади. Но ведь
это далеко не одно и тоже: посадка настоящего воина, которой надо было учиться много
лет, и крестьянская посадка.
6. Большая часть сведений о первых шагах Жанны на арене истории взята из записок некоего
Жана из Онкура, слуги одного из двух дворян, сопровождавших Жанну, ставшему потом
известным архитектором. На закате своей жизни он и написал свои записки. Надо ли
говорить, что они написаны намного позже интересующих нас событий.
Но это все еще цветочки. Настоящий спектакль начинается позже.
7. Много разговоров возбуждает сцена первого свидания Жанны с дофином
Карлом. Даже современные историки, не сомневающиеся в крестьянском происхождении
Жанны, говорят, что это напоминает сцену из спектакля. Причем, прекрасно поставленного
спектакля! А сюжет взят прямо из средневекового романа!
На встрече присутствовало
около 300 вельмож, однако, все описания этой сцены сделаны почему-то с чужих слов,
из третьих рук. Где же очевидцы?
И почему, собственно, на встрече Карла с крестьянкой,
никому неизвестной, присутствовало столько народу? Карл, что, всех ходоков и чудотворцев
так встречал? Сомневаюсь!
Ну, и еще. Жанна будто бы сразу узнала Карла среди вельмож,
хотя он стоял в стороне, а там были и более богато одетые вельможи. Конечно! Еще
бы ей не узнать его!
А как бы себя чувствовала простая крестьянка, попав в роскошном дворце в такое шикарное
общество? Наверняка бы растерялась!
Жанна же вела себя очень уверенно. Она поговорила
с королем, и ее сразу же оставили в королевском замке. Ее разместили в роскошных
покоях, в услужении у нее было несколько женщин и молодой паж.
У простой крестьянки!
8. Герцог Жан Алансонский увидел, что Жанна во время прогулки бежит с копьем, как
в атаку. Он был так восхищен этим зрелищем, что подарил ей лошадь. Где крестьянка
могла бы этому научиться?
Крестьянам в те времена под страхом смертной казни было запрещено иметь какое-либо
оружие, а, следовательно, и профессионально владеть им они не могли, тем более крестьянки.
9. Во время "процесса в Пуатье" Жанна на вопросы церковников отвечала так, как будто
была грамотной (это отмечено в протоколах), что очень странно для крестьянки. В те
времена не все дворяне могли написать свое имя.
10. О мече Жанны.
Это еще один спектакль, или чудо. Как хотите!
Из Тура Жанна послала гонца в Сент-Катрин-де-Фьербуа, где она останавливалась по дороге в Шинон. Она сказала,
что там за алтарем неглубоко зарыт меч, который проржавел, и на нем выгравировано
5 крестов. Это ей сказали голоса. Пусть священники почистят меч, и ржавчина сразу
же спадет. Она и спала! Еще бы! Меч привезли как новенький, а священники сделали
аж две пары ценных ножен для него.
Ну, что скажете? Спектакль или чудо?
Куда потом делся этот меч, неизвестно. На этот вопрос достоверно не смогли ответить
ни процесс об осуждении Жанны, ни процесс об отмене приговора, ни современные историки.
11. Получив отнятый у бургундцев меч, Жанна оценила его как знаток, заявив, что это
"хороший боевой меч, которым можно нанести хороший удар и задать хорошую трепку".
Где она набралась таких навыков? См. п. 8.
12. Из "дневника осады":
"она держалась (на лошади) очень величественно
и с таким знанием дела, не хуже любого воина, с молодых лет участвующего в сражениях".
Нужны ли комментарии?
13. Жанна умела расставлять войска и артиллерию вокруг города, например, когда армия
подошла к Труа. Где этому могла научиться крестьянка?
14. Жанна была неграмотна, но сохранилось некоторое количество писем, и никто не подвергает
сомнению их подлинность, подписанных ею лично еще в 1429 г. Часть ее писем подписана
крестом, а часть - собственноручной подписью. Существует гипотеза о том, что письма
подписанные крестом имеют еще какой-то скрытый смысл или знак. Но когда она успела
научиться подписывать свое имя?
15. Сведения о детстве и жизни Жанны до выхода на "сцену" получены только из процесса
об отмене приговора. Он состоялся в 1456 г. Через четверть века после ее смерти.
Такова степень их достоверности.
Я думаю, что уже этих фактов достаточно, чтобы усомниться в крестьянском происхождении
Жанны. Многие историки, понимая шаткость такой позиции, пишут о том, что Жанна происходила
из зажиточной крестьянской семьи. Но это же не важно, так как не могло повлиять на
ее статус в средневековом обществе. Это влияло только на их положение в крестьянской
общине, но и все. Этот аспект прекрасно освещен в трудах современного историка-мидеевиста
А.Я.Гуревича.
Я специально оставил в стороне вопрос о том, кем она была. Не знаю! Я знаю, кем
она не была. Вот и все. Я также не знаю, сожгли ее на костре, или нет. Может быть,
да! Может быть, нет. Но я считаю, что в любом случае это не была простая крестьянка.
А как считаете Вы, дорогие читатели? Заронил ли я в ком-нибудь сомнения, или нет.
Пишите. Буду рад всем откликам, замечаниям и дополнениям.