Галопом по Европам. Вып. 20


Анекдоты № 1036 от 27.02.2022 г.




Спички в России

Первые российские спички появились в Петербурге в начале тридцатых годов XIX века. Они стоили довольно дорого и продавались как редкость. Их упаковывали по 50 штук в изящную деревянную коробочку и продавали за два рубля ассигнациями. Такая высокая цена объяснялась тем, что в качестве воспламеняющего вещества в этих спичках вместо белого фосфора использовалось “гремучее серебро” (AgCNO). Производство подобных безопасных спичек смогло продержаться не более трёх лет из-за дороговизны сырья.

Перья?

Когда в продаже появились стальные перья, Ф.В. Булгарин стал возражать — какие же это перья? Перья у птиц! А данные устройства следует правильно называть писáло.

Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859) - российский писатель, издатель и журналист.

Скорость книги

Книгопечатание в Европе с 1445 года распространялось с необычайной быстротой. К 1460 году насчитывается только около 30 изданий, а к 1500 году в мире было выпущено уже около 40 тысяч изданий общим тиражом примерно 12 миллионов экземпляров.
Позднее флорентийский библиограф Франческо Маручелли (1625-1703) сделал попытку описать все книги, известные в его время. Это описание, названное им “Mare magnum” (“Великое море”), заняло множество томов и насчитывало примерно 972 тысячи названий.

Книжный формат

Формат старинных книг был выбран в соотношении сторон печатного листа 1:1,414. Это было сделано для того, чтобы при сгибании такого листа в два, четыре или восемь раз соотношение сторон книги не изменялось. Folium по-латыни означает “лист”; отсюда происходит слово “фолиант”. В наши дни так часто называется просто книга большого формата, а первоначально так назывались книги форматом в половину печатного листа.
Если лист складывался в четыре раза, то такое издание называли ин-кварто, в восемь раз – ин-октаво и т.д. Ин-октаво показывает, что на печатном листе одновременно размещалось восемь страниц печатного текста.

Колофон

В старинных книгах титульного листа в нашем понимании чаще всего не было. Автор, название сочинения и прочие выходные данные (город, типография, год издания и т.д.) печатались на последней странице в виде текста, очень часто сужавшегося треугольником вниз. Такой треугольник текста (последняя страница) называется колофоном.
Это делалось для того, чтобы книги не становились "слепыми", ведь первые страницы изнашивались намного быстрее последних.

Женская дружба

Усадьба Очаково с 1781 находилась в совместном владении единоутробных братьев Н.Н. Трубецкого и М.М. Хераскова, а их жёны были очень близкими подругами.
Княгиня В.А. Трубецкая неразлучно жила с Е.В. Херасковой около 20 лет в одной усадьбе в одном доме, чему императрица Екатерина II крайне удивлялась. Императрица публично говорила:
"Не удивляюсь, что братья между собою дружны, но вот что для меня удивительно, как бабы столь долгое время уживаются между собою".
Княгиня Варвара Александровна Трубецкая (1748-1833) - жена князя Николая Никитича Трубецкого (1744-1820); одна из первых русских писательниц.
Князь Николай Никитич Трубецкой (1744-1820) - русский писатель, сенатор 1796, д.т.с. 1800; единоутробный брат поэта М.М. Хераскова.
Елизавета Васильевна Хераскова (урожд. Неронова, 1737-1809) - русская писательница и поэтесса.
Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) - русский поэт, писатель и драматург; д.т.с. 1802; с 1760 женат на Е.В. Нероновой.

Кадис

Когда в 1587 году до Рима дошли известия о подвигах Дрейка в Кадисе и о разгроме, который он там учинил, папа Сикст V так оценил ответные действия Филиппа II:
"Его Величество — человек ограниченный, который решается что-то предпринять, когда возможность уже упущена".
В Париже с удовольствием подхватили это высказывание папы и даже добавляли, что
"прялка английской королевы стоит дороже меча короля Испании".
Френсис Дрейк (1540-1596) - английский мореплаватель, адмирал и государственный деятель.
Сикст V (1521-1590) - в миру Феличе Перетти ди Монтальто; папа с 1585.
Филипп II (1527-1598) - король Испании с 1556; король Португалии с 1581.

Не вижу певца

В 1844 году уже на закате своей карьеры знаменитый певец Рубини приехал в Петербург. Так как голос уже иногда подводил его, то на этих гастролях его сопровождали Тамбурини и Виардо-Гарсиа. Выступления итальянцев сопровождались большим успехом, так что князя А.С. Меншикова однажды спросили, почему он хотя бы разок не съездит в оперу, чтобы послушать самого Рубини.
Светлейший князь спокойно ответил:
"Я слишком близорук. Не разглядеть мне пения его".
Джованни Баттиста Рубини (1794-1854) - итальянский певец, тенор.
Антонио Тамбурини (1800-1876) - итальянский певец, баритон.
Полина Виардо (1821-1910) - франко-итальянская певица и композитор; полное имя до замужества - Мишель Фердинанда Полина Гарсиа Ситчес.
Светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (1787-1869) - военный и государственный деятель; правнук А.Д. Меншикова.

Вежливый отзыв

В “Старой записной книжке” князя П.А. Вяземского содержится большое количество любопытных и весёлых историй. Я иногда заглядывал туда, и сегодня предлагаю вашему вниманию ещё одну забавную историю:
"Кто-то говорил об одной барыне, которой он не видал: она, должно быть, лицом дурна, потому что приятели её говорят о ней, что она очень стройна.
Это напоминает слово князя Козловского. Чадолюбивая мать показывала ему малолетних детей своих, которые были одно некрасивее другого, и спрашивала его: как они ему кажутся.
“Они должны быть очень благонравные дети”, -
отвечал он".
Князь Пётр Борисович Козловский (1783-1840) — русский дипломат и писатель.

Зарисовка от Гоголя

В обществе Н.В. Гоголя часто упрекали за то, что свои прекрасные произведения он наполняет грязью самой подлой и гнусной действительности.
На подобные упрёки Гоголь однажды ответил так:
"Может быть, я и виноват, но что же мне делать, когда я как нарочно натыкаюсь на картины, которые ещё хуже моих. Вот хотя бы и вчера, иду в церковь. Конечно, в уме моём уже ничего такого, знаете, скандалёзного не было. Пришлось идти по переулку, в котором помещался бордель. В нижнем этаже большого дома все окна настежь; летний ветер играет с красными занавесками. Бордель будто стеклянный: всё видно. Женщин много; все одеты, будто в дорогу собираются: бегают, хлопочут. Посреди залы столик, покрытый чистой белой салфеткой; на нём икона и свечи горят. Что бы это могло значить?
У самого крылечка встречаю пономаря, который уже повернул в бордель.
— Любезный! — спрашиваю, — что это у них сегодня?
— Молебен, — покойно отвечал пономарь. — Едут в Нижний на ярмонку. Так надо же отслужить молебен, чтобы Господь благословил и делу успех послал".


Что такое алхимия?

Английский философ и учёный-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1292) так определял алхимию:
"Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения".
Вы решите, что речь здесь идет о превращении простых металлов в золото и серебро, и будете, конечно же, правы, но Роджер Бэкон не ограничивает алхимию решением только этих задач. Он далее пишет, что
"это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых в горах, и о бессчётных вещах, о коих ни словечка не сказано в Аристотелевых творениях".


Удачный прыжок

Однажды тогда ещё граф де Грамон (Gramont) осмелился заглянуть в кабинет кардинала де Ришельё без доклада, по-родственному, как раз в то время, когда кардинал отдыхал от государственных дел. Ведь де Грамон ещё в 1634 году женился на одной из многочисленных племянниц кардинала де Ришельё - Франсуазе Маргарите де Шивре (Chivré).
Да Грамон застал кардинала за весьма необычным занятием - тот с разбега пытался запрыгнуть ногой на стену как можно выше. Другой бы растерялся или начал извиняться, но де Грмон подбежал к кардиналу и крикнул:
"Ставлю сто луидоров, что прыгну выше, чем Ваше Преосвященство!"
Разумеется де Грамон прыгнул ниже кардинала и проиграл свой заклад, но обеспечил себе быстрое продвижение. В сентябре 1641 года он стал маршалом Франции, хотя в начале этого же года он уже стал генерал-лейтенантом. После смерти кардинала де Грамон оставался верен короне и после смерти отца получил титул герцога де Грамон (1643) и стал пэром Франции (1648).

Герцог Антуан III де Грамон (1604-1678) - французский дипломат и военный.

Галопом по Европам. Вып. 19


(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2022