Цветочки Шарля Бодлера. Часть II


Анекдоты № 1014 от 04.10.2021 г.




Сначала дадим слово самому Шарлю Бодлеру, который писал:
"Быть человеком полезным всегда казалось мне вещью из числа самых гнусных".


Почему ушёл?

Ещё в молодости один приятель спросил Бодлера:
"Почему ты ушел от родителей?"
Ответ Бодлера его шокировал:
"Представь себе, в этом семействе любят только бургундское, а я всем винам предпочитаю бордо... Ну можно ли было это терпеть? Вот я и ушёл".


Дендизм Бодлера

У Бодлера понятие дендизма несколько отличалось от трактовки большинства современников. Он не сводил его только к желанию отличаться от остальных людей:
"Это своего рода культ собственной личности, который может восторжествовать над поисками счастья, обретаемого в другом существе, например в женщине...
Это — наслаждение, заключающееся в том, чтобы удивлять других, но самому никогда не удивляться".
Но только этого было недостаточно:
"Денди может быть человеком пресыщенным, может быть человеком страдающим; но в этом последнем случае он будет страдать как спартанец, у которого лисица выедала внутренности...
Дендизм — это последняя вспышка героизма в эпоху всеобщего упадка".
Вывод Бодлера был неожиданным:
"Эти существа [денди] не имеют иной заботы, как непрестанно воплощать в собственной личности идею красоты, культивировать чувство и мыслить".


Бодлер и Вагнер

Бодлер восхищался творчеством Вагнера и собирался опубликовать статью о композиторе в журнале “Revue européenne”. Но 13 марта 1861 года в Опере премьера “Тангейзера” обернулась жутким провалом, так как публика была враждебно настроена к немецкому композитору ещё задолго до представления.
Тогда Бодлер отказался от публикации своей статьи, а на её основе выпустил в мае того же года книгу "Рихард Вагнер и “Тангейзер” в Париже".
Тронутый композитор прислал Бодлеру благодарственное письмо, в котором говорил, что ещё никто и никогда не поддерживал столь решительно его “бедный талант”.
Своё послание Вагнер завершил словами:
"Поверьте мне, я очень горжусь тем, что могу назвать Вас другом".
Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) - немецкий композитор и дирижёр.

Портрет Бодлера

В конце 1860 года князь Урусов посетил книжный магазин издателя Пуле Маласси на углу пассажа Мирес и улицы Ришельё. Он увидел, что в приёмной комнате над книжными полками под потолком висели портреты (в медальонах) некоторых знаменитых авторов этого издательства: Шарль Монселе, Виктор Гюго, Теофиль Готье, Шанфлёри, Теодор де Банвиль, Бабу, Асселино, Шарль Бодлер...
Имена многих из них ничего не говорят современному российскому читателю.
Этот портерт Болера написал Александр Лафон (ученик Энгра) с фотографии Надара. Вот как описал этот портрет князь Урусов:
"Волевое лицо, с глубокими морщинами в углах губ и возле глаз, гладкий подбородок, щёки с легким румянцем, лысеющий лоб, длинные и волнистые волосы, откинутые назад. Пугающее лицо не то трагического актёра, не то какого-нибудь сатанинского служителя. Высокомерное выражение усиливается остро опущенными углами губ, а также ироничным, пристальным взглядом широко открытых глаз. Голова почти в натуральную величину выделяется на зеленоватом фоне, который ещё больше подчёркивает волнующую печаль".
Князь Александр Иванович Урусов (1843-1900) - юрист, адвокат, литературный и театральный критик.
Огюст Пуле Маласси (1825-1878) - фр. издатель и библиограф; друг Бодлера.
Шарль Монселе (1825-1880) - фр. писатель и журналист.
Пьер Жюль Теофиль Готье (1811-1872) - фр. прозаик, поэт и критик; путешественник.
Теодор де Банвиль (1823-1891) - Etienne Jean Baptiste Claude Théodore Faullain de Banville; фр. поэт, драматург, писатель и критик.
Ипполит Бабу (1823-1878) - фр. писатель и критик; именно он придумал название “Цветы зла”.
Шарль Асселино (1820-1874) - фр. писатель, искусствовед и историк литературы.
Франсуа Анри Александр Лафон (1815-1901) - фр. художник.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) - фр. художник.

Второе издание

В 1861 году Бодлер очень сильно опасался реакции властей на второе издание “Цветов зла”, однако министр юстиции Делангль решил не возбуждать дела против нового издания книги Бодлера, чтобы не создавать автору излишней рекламы. А так как новому изданию “Цветов зла” не сопутствовала никакая судебная шумиха, то широкая публика никакого интереса к этой книге не проявила.
Вот мудрая реакция властей на неприятную книгу.

Клод Альфонс Делангль (1797-1869) - сенатор 1852; министр внутренних дел 1858-1859 и министр юстиции 1859-1863.

Стареющий Бодлер

Фелибер Одебран так однажды описал Бодлера, сидящего за столиком в кафе “Робеспьер”, неподалеку от Итальянского театра:
"Постаревший, увядший, потяжелевший, хотя прежде был всегда худощавым, эксцентричным, поседевший, неизменно гладко выбритый, он больше походил на священника из церкви Сен-Сюльпис, чем на поэта, воспевающего демонические наслаждения. Не утративший привычку изображать из себя мизантропа, он садился за столик один, заказывал кружку пива, набивал трубку табаком и курил, не произнеся ни слова за весь вечер. Но поскольку у него уже появились поклонники из числа молодых людей, обретающихся в пассаже Шуазёль, порой к нему торжественно приближался какой-нибудь неофит и либо начинал обхаживать его, либо читал свои собственные стихи. Перед этими почтительными собеседниками Бодлер хранил загадочный и важный вид.
Когда один из них захотел показать ему номер “Фигаро”, где речь шла о нём, он процедил сквозь зубы:
“Сударь! Кто просил вас разворачивать эту бумагу? Знайте, что я никогда не смотрю на эту грязь”".
Фелибер Одебран (1815-1906) - фр. писатель и журналист.
Шарль Ириарте высказывался в том же духе:
"В нём уживались священник и художник, и ещё нечто странное и необъяснимое, как-то связанное с его талантом и экстравагантными привычками его жизни".
Иногда Бодлер подходил к бильярду,
"держа кий кончиками пальцев, как писчее перо, и приподнимая то и дело свои муслиновые манжеты".
Шарль Ириарте (1832-1898) - фр. писатель, переводчик и рисовальщик.

Вечерние прогулки

По вечерам Бодлер в сопровождении Шанфлёри и Константена Гиса посещал казино “Кале”, которое славилось непристойными танцами, канканом и назойливыми проститутками. Бодлер был чужим в этом заведении, так как бродил среди веселящейся толпы с мрачным видом улыбавшегося гостя в чёрном, с глазами убийцы.
Шарль Монселе однажды случайно встретил его там и спросил:
"Что вы тут делаете, Бодлер?"
Тот невозмутимо ответил:
"Дорогой друг, я рассматриваю окружающие меня черепа".
Шанфлёри (1821-1889) - Jules François Félix Husson; фр. писатель и искусствовед; известен и как Флёри.
Константен Гис (1802-1892) - фр. художник.

Что аморально?

В книге “Моё обнажённое сердце” Бодлер атаковал современных критиков и ценителей искусства любопытным примером:
"Эти буржуазные идиоты непрестанно твердящие: "аморальный, аморальность в искусстве" и прочие глупости, напоминают мне пятифранковую проститутку Луизу Вильдьё, которая однажды, первый раз в жизни, пошла со мной в Лувр и при виде бессмертных статуй и картин начала краснеть, закрывать лицо, на каждом шагу тянула меня за рукав и спрашивала, как можно было публично выставить такую непристойность".


О противоположном поле

После подобных экспериментов Бодлер уверенно писал:
"Ведь девица, в сущности, что такое девица? Это дурочка и маленькая мерзавка; сочетание самой большой глупости с самой большой развращённостью. В девице сидят вся гнусность хулигана и вся гнусность школьника".
Впрочем, о женщинах Бодлер отзывался не лучше:
"Женщина не умеет отделить душу от тела. Она проста, как животное. Сатирик сказал бы, что это потому, что у неё есть только тело".


Портрет мулатки

Ещё в феврале 1842 года у Бодлера началась длительная связь с мулаткой Жанной Дюваль, родом из Гаити, которая играла мелкие роли в театре “Порт Сент Антуан” (“Théâtre de la Porte Saint-Antoine”). Познакомил их Феликс Надар, который был одним из многочисленных любовников Жанны.
Я не собираюсь описывать историю отношений между Бодлером и Жанной Дюваль, а хочу лишь рассказать о картине Эдуарда Мане, известной под названием “Любовница Бодлера” или “Портрет мулатки”.
В 1862 году уже больная Жанна позировала Эдуарду Мане в его мастерской. Художник изобразил мулатку, одетую в летнее платье с рисунком из широких белых и лиловых полос, и придал ей трагическое выражение лица.

Так как Бодлер не скрывал своего восхищения живописью Мане, художник разместил портрет поэта на своём полотне “Музыка в Тюильри”. Бодлер изображён в профиль, он хорошо одет, и на его голове красуется широкополый шёлковый цилиндр.

Эдуард Мане (1832-1883) - фр. художник.

Почему терпишь?

Однажды приятели спросили Бодлера, почему он терпит все выходки этой ужасной мулатки, Жанны Дюваль.
Бодлер только развёл руки:
"Она всегда такая, какой сама хочет быть..."
И его это устраивало.

Цветочки Шарля Бодлера. Часть I

(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021