Материалы для этого выпуска я взял из работы, написанной физиками-теоретиками Марком Ефимовичем Перельманом (1931-2010) и Мироном Янкелевичем Амусья (1934- ) под названием “Особенности формирования менталитета человека”. Я не анализирую упомянутую работу, не цитирую вводную часть или выводы, я просто выбрал из этой статьи несколько высказываний, сделанных знаменитыми людьми уже после того как они стали знаменитыми.
Я уже обращался много лет назад к творчеству этих физиков для выпуска о выдающемся учёном
Джоне фон Неймане.
Старый Ворчун (Виталий Киселёв)
Начнём с учёных.
Знаменитый физик Вениамин Аронович Цукерман (1913-1993), ослепший в довольно раннем возрасте, говорил, что когда в 1926 году заработал его первый детекторный приёмник,
"это было ни с чем не сравнимое чувство".
Ему тогда было 13 лет, и до поступления простого чертёжника в рентгеновскую лабораторию оставалось ещё четыре года.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) вспоминал:
"Когда я начал слушать логику, то был сильно поражён разделением и порядком мыслей, о чём узнал из неё. Я тотчас же начал замечать, насколько это доступно тринадцатилетнему мальчику, что тут кроется нечто значительное".
Этому признанию не стоит слишком удивляться, так как Лейбниц писал, что
"не имея ещё двенадцати лет, я свободно понимал латынь и начал понимать по-гречески".
К этому времени юный гений уже успел прочитать труды Тита Ливия и Кальвизия, а потом взялся за учёных. Это были Цицерон, Квинтилиан, Сенека, Плиний Старший, Геродот, Платон и много других древних классиков.
Ознакомившись в этом возрасте с основными трудами по логике, Лейбниц в 14 лет уже задумался о недостатках современной ему классификации элементов человеческого мышления. И поехало...
Ну, ладно,Лейбниц ещё с детских лет был гением.
Возьмём Альберта Эйнштейна (1879-1955; NP по физике 1921), который до 12 лет рос обычным религиозным мальчиком и ничем особенным среди сверстников не выделялся. Но в возрасте 12 лет у него произошёл мировоззренческий переворот: юный Альберт разочаровался в религии и порвал с ней.
Он вспоминал:
"В возрасте 12 лет я пережил ещё одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по евклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года".
Другим источником перелома стал Иммануил Кант со своей “Критикой чистого разума”. Этот труд Альберт освоил тоже в 12 лет, а любовь к геометрии осталась у него на всю жизнь.
Испанский врач Сантъяго Рамон-и-Кахаль (1852-1934; NP по физиологии и медицине 1906) в детстве мечтал стать художником но...
Он писал:
"Я вспоминаю, что мне было около 13 лет, когда я решил собрать тщательно классифицированную коллекцию яиц всех видов птиц".
Кроме того, отец уговорил сына заняться медициной, и они вдвоём подготовили анатомический атлас с рисунками юного Кахаля, который, к сожалению, так и не был издан.
Знаменитый советский физик Яков Борисович Зельдович (1914-1987) широкой публике больше известен в качестве одного из отцов советских атомной и водородной бомб. Он вспоминал:
"Хорошо помню первый, ещё детский (12 лет) выбор области знаний".
Мальчик тогда считал, что развитие физики почти завершено, и он отдал предпочтение химии. Зельдович с 17 лет начал работать лаборантом в Институте физической химии АН СССР, но постепенно переквалифицировался в физика с хорошими химическими познаниями.
Другой советский физик и академик, тоже будущий участник атомного проекта СССР, Аркадий Бенедиктович (Бейнусович) Мигдал (1911-191), вспоминал:
"Мне было двенадцать лет, когда я раздобыл книгу Доната “Физика в играх”".
Эта книжка оказала значительное влияние на работы будущего академика, сохранившего в них как бы “игровой” настрой.
Фридрих Рудольф Бруно Донат (1870-1929) - немецкий физик и изобретатель.
Академик Анатолий Петрович Александров (1903-1994), физик, ещё один из основателей советской ядерной программы, вспоминал, что будучи учеником Киевского реального училища, он в возрасте 13 лет
"вступил в физико-химический кружок - отсюда пошло моё увлечение физикой и химией".
Этим кружком руководил известный физик Александр Тимофеевич Любанский, который будучи преподавателем 1-й Киевской гимназии, набирал в свой кружок талантливых ребят и из других учебных заведений.
В своей подробной автобиографии А.П. Александров описал данный период так:
"Любанский втягивал нас постоянно в свои настоящие исследования. Мы не только готовили там школьные опыты, но и делали там всякие приборы, электрометр, я помню, мы делали. Я не помню, когда я начинал там, мне было лет 13, наверное. И вот я помню, тогда я в этом кружке делал очень большой доклад по рентгеновым лучам, и о том, что можно с их помощью получать, и как они сами получаются, и там всякие конструкции трубок показывал. И тогда мне Любанский очень помог, потому что он тоже интересовался этим делом. И он где-то достал мне трубки, и в общем это был отличный доклад, и очень серьезно я к нему готовился".
Так как время было трудное, Александрову одновременно приходилось работать электротехником и электромонтажником, чтобы не быть в тягость семье и обеспечивать себя.
Академик Николай Николаевич Боголюбов (1909-1902), математик и физик-теоретик, в начальной школе не мог похвастаться большими успехами в арифметике, и его учитель утверждал:
"Из тебя, Коля, математика не выйдет!"
Эти слова как бы подхлестнули мальчика; он вспоминал:
"Ещё с двенадцати лет заинтересовался некоторыми вопросами сперва элементарной, а затем и высшей математики".
То есть он сначала с помощью отца, а потом и самостоятельно стал активно изучать физику и математику. Мальчик оказался настолько талантливым, что в возрасте 19 лет он защитил кандидатскую диссертацию.
Академик Николай Николаевич Андреев (1880-1970), известный физик-акустик, в 1892 году был помещён в Третий кадетский корпус (Москва). Там он увлёкся физикой, а потом и математикой.
Андреев вспоминал, что в возрасте 14 лет он долго мучился над одной геометрической теоремой, а потом внезапно пришло озарение, что никакой проблемы нет, и:
"Я возлюбил математику больше всех других наук".
Может быть, подобные озарения происходят только с учёными? Посмотрим...
Французский композитор Гектор Берлиоз (1803-1869)- начал заниматься музыкой в возрасте 12 лет, и тогда же он начал делать первые аранжировки различных произведений, а также сочинять собственные произведения небольшого размера.
Он вспоминал:
"Когда я сказал, что страсть к музыке проснулась во мне вместе с чувством любви в двенадцать лет, я имел в виду порыв к музыкальному творчеству, так как я ещё раньше научился петь по нотам с листа и играть на двух инструментах. Своим начальным образованием я обязан опять-таки отцу" .
Первыми двумя инструментами были флажолет и флейта.
Другой известный французский композитор, Шарль Гуно (1818-1893) пристрастился к музыке другим образом.
Он вспоминал:
"В 1831 году [в возрасте 13 лет!] мне посчастливилось попасть на “Отелло” Россини... Когда я вышел из театра, то понял, что во мне произошёл перелом: с прозой повседневной жизни было покончено... какое-то наваждение, какое-то колдовство, я уже мечтал, что сам напишу “Отелло”!"
Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с детства занимался музыкой, но особого впечатления она на него не производила. Так продолжалось до тех пор, пока он с приятелем не побывал на операх Флотова “Индра” и Доницетти “Лючия де Ламмермур”.
Николай Андреевич в своей “Летописи моей музыкальной жизни” писал:
"Последняя произвела на меня большое впечатление, я запомнил кое-что, старался наиграть на фортепиано, слушал даже шарманки, игравшие из этой оперы, пробовал писать какие-то ноты..."
Так в душе мальчика произошёл перелом, и он через некоторое время вместо морского офицера стал композитором.
Фридрих фон Флотов (1812-1883) - немецкий композитор.
Гаэтано Доницетти (1797-1848) — итальянский композитор
Известный всему миру шведский режиссёр театра и кино Ингмар Бергман (1918-2007) в возрасте 12 лет получил возможность в течение нескольких вечеров сидеть за сценой на постановке пьесы Стриндберга “Игра снов”. До этого мальчик увлекался волшебным фонарём, театром теней и домашним кукольным театром, а тут:
"Впечатление было ошеломляющим... Впервые в жизни я прикоснулся к магии актерского перевоплощения!".
Влияние Стриндберга сказывалось и на дальнейшем творчестве Бергмана.
Юхан Август Стриндберг (1849-1912) - шведский писатель и драматург.
Немецкий писатель и художник Гюнтер Вильгельм Грасс (1927-2015; NP по литературе 1999) в своей Нобелевской лекции говорил:
"Чуть ли не в двенадцать лет я твёрдо решил, что хочу стать художником. Это было тогда, когда у нас дома, неподалёку от предместья Данциг-Лангфур, разразилась Вторая мировая война. Профессиональная специализация в поэтической области началась лишь в следующем, военном году, когда журнал гитлерюгед “Hilf mit!” сделал мне заманчивое предложение участвовать в литературном конкурсе. Были обещаны премии. И я тотчас начал писать в черновой тетради свой первый роман".
Известная актриса Фаина Георгиевна Раневская (1896-1984) вспоминала:
"В детстве я увидела цветной фильм, возможно, изображали сцену из “Ромео и Джульетты”. Мне было лет 12... В состоянии опьянения от искусства... я в ту ночь не смогла заснуть!"
Интересно, что в 1908 году Раневская не могла видеть цветного фильма, но он именно так ей запомнился.
Через год Раневская побывала на постановке “Вишнёвого сада”, и это окончательно повернуло девушку к решению стать актрисой.
Отец не одобрил решения дочери, не дал ей ни копейки и порвал с ней всяческие отношения.
Заканчивается данная подборка отрывком из воспоминаний американского изобретателя и промышленника Генри Форда (1863-1947):
"Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы".
Выводы... делайте сами, уважаемые читатели! Также вы можете ознакомиться в сети со статьёй Е.М. Перельмана и М.Я. Амусья “Особенности формирования менталитета человека”.
Джон фон Нейман. Анекдоты и факты из биографии
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com