Анаксагор: немного о жизни и учении древнего философа


Анекдоты № 950 от 09.10.2019 г.




Греческий философ Анаксагор предположительно родился в 500/499 году в Клазоменах, а умер в 428/427 в Лампсаке.
Он происходил из знатного и богатого рода, но, получив значительное наследство от отца, уступил его родственникам. Ведь те начали упрекать его в нерадении доставшимся состоянием, но он ответил им:
"Так что же вы не радеете о нём?"


Диоген Лаэрций (180-240) так писал об учении Анаксагора:
"Он был учеником Анаксимена, и первый над материей поставил Разум, начав следующим образом своё сочинение, изложенное приятным и возвышенным слогом: "Все вещи были вместе, затем пришёл Разум и привёл их в порядок".
Однако утверждение, что Анаксагор был учеником Анаксимена, плохо согласуется с датами жизни последнего - от 585/560 до 525/502.

Анаксагор утверждал, что Солнце является огромной раскалённой глыбой (камнем, жерновом или золотым слитком), которая по размерам значительно больше Пелопоннеса.
Он утверждал, что на Луне есть обитаемые области, а также реки, горы и ущелья.

Среди учеников самого Анаксагора надо отметить Перикла (495-449) и поэта Еврипида (481-406).

Афиняне в то время почитали Солнце богом, и за святотатство арестовали Анаксагора и проговорили его к смертной казни. Считается, что его спас Перикл, объявивший согражданам, что он ученик Анаксагора. Он спросил у афинян, есть ли у них претензии к нему и его образу жизни, а потом освободил философа из-под ареста, внеся залог в пять талантов, и позволил ему беспрепятственно покинуть Афины.

Когда в Афинах произошло неожиданное солнечное затмение, и в городе началась паника, Перикл вышел к народу и объяснил, что согласно учению его наставника Анаксагора, солнечные затмения происходят из-за взаимного движения Солнца и Луны, когда во время некоторых новолуний Луна закрывает солнечный диск. Этим объяснением Перикл успокоил афинян, хотя сам Анаксагор узнал об этом из учения Фалеса Милетского (625-547).

Анаксагору приписывают предсказание о падении огромного метеорита возле Эгоспотам. Плиний Старший (23-79) писал:
"Этот камень показывают и теперь: он величиной с воз, опалённого цвета".


Однажды Анаксагор пришёл на состязание атлетов в Олимпии и расположился на местах для зрителей, будучи одетым в кожаные одежды, как будто для защиты от дождя. Хотя ничто вроде бы не предвещало осадков, и другие зрители посмеивались над философом, дождь вскоре всё-таки начался.

Однажды Анаксагора спросили:
"Станут ли когда-нибудь горы в Лампсаке морем?"
Философ ответил:
"Да, если не будет недостатка во времени".


Считается, что Анаксагор был первым человеком, который издал книгу, написанную прозой.

Один отчаявшийся человек спросил Анаксагора:
"Ради чего лучше родиться, чем не рожаться?"
Философ ответил:
"Чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".


Анаксагор говорил:
"О том, что такое смерть, мы можем узнать из двух вещей: времени до рождения и сна".


Святой Климент Александрийский (150-215) писал:
"Как передают, Анаксагор Клазоменский говорил, что целью жизни является умозрение и проистекающая от него свобода".
То есть, учитесь думать самостоятельно, господа и дамы, чтобы стать свободными.

Когда Анаксагор умирал в Лампсаке, один из друзей спросил его, не хочет ли он быть перевезённым на родину, в Клазомены.
Анаксагор ответил:
"Совсем не нужно этого делать: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".


Анаксагору приписывают рассуждение о том, что вообще нет никакого божественного провидения над людьми, но всё человеческое совершается благодаря случаю.

Неоплатоник Симпликий (490-560) из Киликии в своих комментариях к “Физике” Аристотеля процитировал “Физику” Анаксагора:
"О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется. И, таким образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а уничтожение - разделением".


Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XXI

(Продолжение следует)

© Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2019