Владимир Горовиц: немного о великом пианисте. Часть I


Анекдоты № 936 от 03.02.2019 г.




Владимир Самойлович Горовиц (1903-1989) — знаменитый русский и американский пианист.

Отношение к России

Горовиц покинул Россию в возрасте 22-х лет (1925), и позднее просил называть себя “Горовиц, американский пианист”.
Когда ему исполнилось уже 80 лет, Горовиц сказал:
"Я не хочу в Россию, мне не нравится отношение русских к музыке, к искусству, ко всему; я потерял там всю свою семью: я никогда туда не поеду".
Однако, в 1986 году Горовиц всё-таки дал концерты в Москве и Ленинграде. Перестройка!

В юности

Горовиц вспоминал о своей юности:
"Скрябин спал с Шопеном под подушкой, а я под свою клал Вагнера. Я не мог запомнить фуги Баха, но вся “Гибель богов” была у меня в пальцах".


Реакция на Скрябина

Однажды Д. Дюбал спросил Горовица, что он чувствует, играя Пятую сонату Скрябина.
Горовиц ответил:
"Я хочу их всех поиметь".
Дэвид Дюбал (1944-) - американский пианист, журналист, писатель, радио- и телеведущий и пр.
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) — русский композитор и пианист.

Мнение Генриха Нейгауза

Известный пианист Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964) так говорил о Горовице:
"Бетховен был ему чужд, он не трогал его ни в малейшей степени".


Любимый инструмент

В СССР Горовиц страдал от плохих инструментов, а приехав в Берлин, он не знал на чём ему играть: так велик был выбор.
Горовиц вспоминал:
"В то время существовали восемь или девять крупных фортепианных фирм. Так что я ходил в Веберу, Блютнеру, Безендорфу, Штайнвегу, Бехштейну, ко всем, и, наконец, к Стейнвею. Когда я поиграл в Берлине на “Стейнвее”, я сказал сам себе:
"Вот мой рояль".
И с тех пор я всю жизнь играю исключительно на “Стейнвее”. Мы с ним неразлучные друзья".


Реакция Шнабеля

Свои выступления в Европе Горовиц начал в Берлине. Первый концерт проходил в полупустом зале; Горовица ещё никто в Германии не знал, и пианист его от волнения провалил. Во время второго концерта Горовиц исполнял фантазию “Фигаро” Листа в редакции Бузони и на этот раз он играл значительно увереннее и темпераментнее.
После окончания выступления к Горовицу за сцену пришёл сам Артур Шнабель, который с удовольствием одобрил игру молодого пианиста:
"Прекрасно!"
Горовиц скромно возразил:
"Но, Маэстро, вы ведь никогда не играете произведений вроде транскрипций Листа-Бузони".
Шнабель согласился:
"Боже мой, на такого рода музыку у меня нет времени. Я едва успеваю учить Баха".
Двадцатитрёхлетний Горовиц внимательно посмотрел на Шнабеля и немного дерзко подколол своего визави:
"Знаете, маэстро, у меня всё наоборот: я играю эту музыку, но у меня есть время и для Баха".
Артур Шнабель (1882-1951) — австрийский композитор, пианист и педагог.
Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони (1866-1924) — итальянский композитор, дирижёр, пианист и пр.

Так играть нельзя!

Английский дирижёр Бичем в 1933 году на репетиции сказал пианисту:
"Послушайте, мистер Горовиц, так играть нельзя — вы подавляете оркестр".
Томас Бичем (1879-1961) - британский дирижёр и импресарио.

В квартире Горовица

16 ноября 1979 года Дэвид Дюбал посетил чету Горовиц в их доме, чтобы взять интервью у Маэстро. Он не увидел в комнате, где его принимали, “Акробата” Пабло Пикассо, который был ему известен по фотографиям, так как Маэстро продал это полотно и разместил на его месте большое японское панно. Высокие потолки и зеркало на противоположной стене делали эту комнату ещё просторнее.
Вся комната была обставлена дорогой мебелью, везде стояли статуэтки и небольшие скульптуры, изображающие животных, в основном, кошек. По бокам от большого дивана располагались два кресла, а перед ним располагался стол и низкая тахта. На столе лежали журналы и разнообразная музыкальная литература.
Возле окна, выходившего на улицу, стоял концертный “Стейнвей”, на крышке которого аккуратно лежали стопки нот. На стене за роялем висели фотографии Рахманинова, Падеревского, Пуччини и Тосканини с подписями изображённых на них музыкантов.
К удивлению Дюбала он не увидел в комнате никаких памятных сувениров и других предметов, которые могли бы иллюстрировать блестящую музыкальную карьеру маэстро.

Об игре на рояле

Во время второго интервью Горовиц поинтересовался у Дюбала:
"Что вы сейчас разучиваете?"
Окрылённый вниманием Маэстро, Дюбал ответил:
"Я играю фантазию “Норма” Листа".
Горовиц удивился:
"Бог мой, она такая трудная! Почти такая же ужасная, как листовская фантазия “Дон Жуан”".
Дюбал стал скромничать:
"Маэстро, тот факт, что я её учу, ещё не означает, что она когда-нибудь мне покорится".
Горовиц возразил:
"Но, мистер Дюбал, ничто нельзя покорить до конца. Фортепиано самый простой инструмент для тех, кто начинает учиться на нём, но самый сложный для тех, кто уже им овладел".
Ференц Лист (1811-1886) — венгерский композитор, дирижёр и пианист.

Вокруг Клементи

Горовиц с любовью относился к творчеству итальянского композитора и пианиста Муцио Клементи (1752-1832). Он считал, что именно Клементи, а не Моцарт (1756-1791), оказал более значительное влияние на дальнейшее развитие музыки. Кроме того, и сам Бетховен (1770-1827) находился под влиянием творчества Клементи и очень любил его произведения.
Горовиц часто говорил о музыкальной дуэли между Клементи и Моцартом, которая состоялась в 1781 году. Тогда итальянский пианист совершал турне по Европе и прибыл в Вену, где император Иосиф II (1741-1790) и организовал это мероприятие. Два музыканта играли на рояле, демонстрируя своё мастерство и состязаясь в искусстве импровизации, игре с листа, исполнении фуги и пр. Император решил, что соревнование двух мастеров завершилось вничью.
Моцарт был сильно раздосадован подобным вердиктом императора, а Клементи был великодушен: он очень хвалил тонкий вкус Моцарта, его стиль и певучее звучание.
Иосиф II (1741-1790) — император с 1765, правил совместно с матерью, императрицей Марией Терезией (1717-1780), до её смерти.
Дюбал вставил свою реплику в рассказ Горовица:
"Мне кажется, Моцарт негодовал на Клементи потому, что тот был сильнее его как виртуоз".
Горовиц одобрил мнение Дюбала и продолжал эту мысль:
"Вы правы, Моцарт не был хорошим коллегой. Он писал сестре, что Клементи — чистый “меканикус”... Между прочим, вы знаете, что Моцарт советовал своей сестре не исполнять сонаты Клементи, из опасения, что она может переиграть руку, разучивая все эти октавы и терции?"
Эти слова Маэстро воодушевили Дюбала:
"Разумеется, мистер Горовиц. Клементи, несомненно, беспокоил Моцарта. На самом деле именно импозантному стилю Клементи суждено было оказать влияние на дальнейшую фортепианную музыку, а не стилю Моцарта. Моцарт однажды сказал:
“Клементи — итальянец, а все итальянцы — шарлатаны”".
Горовиц рассмеялся:
"Боже, только не говорите это Ванде. Но могу вас уверить, мистер Дюбал, что Тосканини не был шарлатаном, и Клементи тоже. Да, да, Моцарт был дурным человеком".
[Ванда Горовиц (1907-1998) — дочь знаменитого дирижёра Артуро Тосканини (1867-1957); с 1933 года жена Владимира Горовица.]

Дюбал, как бы оправдываясь, продолжил:
"Клементи, как известно, провёл большую часть жизни в Лондоне, где стал богат и знаменит. Когда ему было восемьдесят, он сказал:
“Я старый англичанин, но молодой итальянец”".
Горовиц на это немного кокетливо вздохнул:
"Ах, а я просто старый".


Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 12

(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2019