Визит в Ташкенте (второй вариант)
Во время войны драматурги Эрдман и Вольпин были причислены к ансамблю НКВД и носили соответствующую форму. Когда они оказались в Ташкенте, то решили навестить проживавшую там в эвакуации Ахматову. И вот что увидели люди, жившие в соседних домах: к дому, в котором проживала Ахматова, направляются два человека, одетые в форму сотрудников НКВД, и входят внутрь помещения. Естественно, все предположили, что они пришли арестовать известную поэтессу.
Однако через непродолжительное время чекисты быстро покинули этот дом, а потом вернулись с бутылками и разной снедью.
Тогда все поняли, что в этот день ареста, скорее всего, не будет.
Николай Робертович Эрдман (1900-1970) — советский драматург и сценарист.
Михаил Давыдович Вольпин (1902-1988) - советский драматург и сценарист.
Два пути
Однажды Ахматова своеобразно проанализировала отличие своих произведений от творений Бориса Пастернака:
"Он вначале писал очень сложно, а теперь пишет абсолютно просто. А я — наоборот..."
Не паси народы
Однажды за столом зашёл разговор о том, что многие из великих русских писателей на вершине славы начинают переходить от литературы к проповедничеству. Ахматова внесла свою лепту в общую беседу:
"По-моему, это только у русских. Коля Гумилёв называл это "пасти народы". Он говорил:
"Аня, отрави меня собственной рукой, если я начну пасти народы".
Афоризм сына
Осенью 1912 года у Анны Ахматовой и Николая Гумилёва родился сын Лёвушка, будущий знаменитый учёный.
В 1915 году, когда Гумилёв был на фронте, в гости к Ахматовой пришли два Георгия: Адамович и Иванов, которые захотели увидеть её сына.
По приказу хозяйки дома нянечка привела нарядно одетого ребёнка, который неприязненно оглядел гостей и спросил:
"Где живёте, дураки?"
Георгий Викторович Адамович (1892-1972) — русский поэт и литературный критик.
Георгий Владимирович Иванов (1894-1958) — русский поэт и прозаик.
Демьян Бедный
Однажды обласканный советской властью и лично товарищем Сталиным поэт Демьян Бедный с пафосом сказал Анне Ахматовой:
"Я бы считал вас первым поэтом, если бы не считал им себя".
Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883-1945) — советский поэт и публицист.
Раневская и Будда
Однажды в Ташкенте в гости к Ахматовой зашла Фаина Раневская. Ахматова лежала и читала, и Раневская спросила:
"Что вы читаете?"
Ахматова ответила:
"Биографию Будды".
Раневская поинтересовалась:
"А у Будды была интересная биография?"
Фаина Григорьевна Рпаневская (Фанни Гиршевна Фельдман, 1896-1984) — советская актриса.
Начало автобиографии
Ахматова вспоминала ещё один забавный момент из жизни Раневской:
"Настоящая фамилия Раневской была, если не ошибаюсь, Фельдман, и была она из семьи весьма и весьма состоятельной. Помню, она говорила:
"Меня попросили написать автобиографию. Я начала так:
"Я — дочь небогатого нефтепромышленника…"
Константин Симонов
Константин Симонов был в СССР одним из литературных начальников, так что его отношения с Ахматовой складывались соответственно. Ахматова вспоминала:
"Когда он пришел ко мне первый раз, то от застенчивости снял на лестнице орден. А когда через несколько лет пришел опять, он уже ничего не снимал..."
Вместо лягушки
Однажды в гости к Ардовым пришёл Борис Пастернак, и Ахматова впервые прочитала своё стихотворение, посвящённое ему:
"Он сам себя сравнивший с конским глазом..."
Н.А. Ольшевская вспоминала:
"Он стал хвалить стихи. И потом они оба стали разговаривать о чём-то. О чём, я не могла понять даже отдалённо. Как будто не по-русски говорили. Потом Пастернак ушёл. И я спросила:
"Анна Андреевна, о чём вы говорили?"
Она засмеялась и сказала:
"Как? Разве вы не поняли? Он просил, чтобы из моего стихотворения о нём я выбросила слово "лягушка"..."
Речь идёт о стихе "Чтоб не спугнуть лягушки чуткий сон".
Ахматова в дальнейшем заменила "лягушку" на "пространство".
Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991) — театральная актриса.
Невольная поддержка
В августе 1946 года Ахматова шла по одной из ленинградских улиц и на противоположной стороне увидела Михаила Зощенко, который бросился через дорогу к ней. Он схватил Ахматову за руку и нервно начал говорить:
"Что же теперь делать? Как же теперь быть? Неужели терпеть? Неужели это терпеть?"
Ахматова ещё ничего не знала и с улыбкой ответила:
"Конечно, терпеть".
Тогда Зощенко стал её горячо благодарить:
"Вы даже не представляете себе, как вы меня поддержали".
Зощенко попрощался, и они разошлись.
О пресловутом постановлении ЦК КПСС Ахматова узнала только спустя несколько часов после описанной встречи.
Оценка модерна
Известный искусствовед А.Г. Габричевский говорил про Ахматову:
"Я её боюсь".
Она говорила о нём то же самое.
Однажды Ахматова была в гостях у Габричевских, и туда забрёл некий случайный гость, который стал расхваливать выставку картин Рериха. Ахматова и Габричевский молча выслушали речь гостя и ничего не ответили ему.
Когда гость ушёл, Ахматова спросила:
"Александр Георгиевич, неужели вам нравится Рерих? По-моему, это немецкий модерн".
Габричевский лишь немного поправил её:
"Финский".
Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968) — советский историк и искусствовед.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) — русский художник, философ, писатель и археолог.
Встречи с А.А. Ахматовой. Вып. 22
(Продолжение следует)