Ошибочная импровизация
Театр Корша в Москве был основан в 1882 году, но первый спектакль в новом здании (в Богословском переулке) состоялся только в 1885 году.
Актёр И.П. Киселевский работал в театре Корша в 1884-1888 и 1890-1893 гг. Он считал себя большой величиной в театральном мире и очень не любил выучивать свои роли, больше полагаясь на суфлёра. Однако к пятидесяти годам актёр настолько заматерел, что в текст пьесы он стал вставлять свои импровизации, что иногда приводило публику в недоумение.
В одной из пьес Киселевский был занят только в первом и четвёртом действиях, а два акта он провёл в буфете. Появившись на сцене в четвёртом действии, актёр был предельно раскован, смутно представлял, о чём идет речь, и, ведя диалог, занялся чистой импровизацией:
"Вы знаете эту изумительную женщину? Она лучшее украшение нашего общества!"
Обернувшись к лакею, Киселевский спросил:
"Скоро ли приедет графиня Смольская?"
Актёр, игравший лакея, был ошарашен и честно ответил:
"Их сиятельство изволили скончаться во втором действии..."
Иван Платонович Киселевский (1839-1898) – русский артист.
Фёдор Адамович Корш (1852-1923) – русский антрепренёр и драматург.
Партнёр в зеркале
Тот же Киселевский часто во время спектаклей забывал, с какой стороны должен появиться на сцене его партнёр, но обычно он искусно выворачивался.
Однажды Киселевский повернулся к правой кулисе и произнёс:
"А, вот и вы, Зиновий Васильевич!"
В этот момент актёр, к которому обращался Киселевский, вышел с левой стороны. Публика расхохоталась, но Киселевский повернулся и с распростёртыми объятиями пошёл навстречу партнёру:
"Я увидел вас в зеркале!"
Иностранные фамилии
Если подобные казусы происходили на столичных сценах, то можете себе представить, что творилось в провинции. Особенные сложности возникали у плохо образованных актёров с произнесением иностранных имён и фамилий. Они могли их исковеркать до неузнаваемости.
Да и чему было удивляться, если известный актёр А.А. Нильский писал в своих мемуарах о театральных училищах:
"На учебные занятия смотрели, как на что-то совершенно лишнее. Из училища выходили артисты совершенно безграмотные, едва умевшие подписать свою фамилию".
Один провинциальный актёр по фамилии Выходцев был из их числа. Однажды ему надо было походу пьесы произнести фразу:
"А вот и сам Торквато Тассо!"
Суфлёр из своей будки внятно произнёс требуемую реплику, но Выходцев не понял и промолчал. Суфлёр повторил, Выходцев опять не понял, но молчать дольше было нельзя, и он решил рискнуть:
"А вот и сам квартальный Тарасов с квасом!"
Вот такой радикал!
Очень часто подобные сбои происходили с молодыми актёрами, которые находились под давлением своей ответственности. Вот какой случай произошёл с известным русским актёром Н.К. Милославским в спектакле, где он играл одну из своих любимых ролей – кардинала Ришелье. Там есть сцена, в которой король и весь двор ожидают прибытия Ришелье, наконец, слуга провозглашает:
"Кардинал Ришелье!" -
и после продолжительной паузы появляется Милославский-Ришелье.
Очень эффектная сцена. Однако актёр, произносивший приведённую фразу, обычно в спектакле больше не появлялся, да и текучка в труппах была большая. И вот однажды на роль этого слуги был назначен молоденький актёр, для которого это был первый выход на сцену театра вообще.
Милославский не хотел портить свой эффектный выход и несколько дней нещадно гонял молодого актёра, заставляя десятки раз повторять эту фразу.
В день спектакля молодой актёр уже находился в состоянии прострации, так что когда он вышел на сцену, то после секундного замешательства чётко произнёс:
"Радикал Кишелье!"
Николай Карлович Милославский (Фридебург, 1811-1882) — известный русский актёр.
Александр Александрович Нильский (Нилус, 1840-1899) – русский актёр.
Дуэль на сцене
Иногда актёры устраивали на сцене своеобразные дуэли.
Актёр, исполнявший роль статуи командора, во время одного из спектаклей был очень недоволен игрой своего партнёра в роли Дон-Жуана. Когда Дон-Жуан в конце спектакля провалился в преисподнюю, статуя командора произнесла непредусмотренную фразу:
"Как низко может пасть человек!"
“Дон-Жуан” обиделся и во время следующего спектакля он решил проучить своего партнёра. “Дон-Жуан” на следующий день играл генерала, доставившего Наполеону (“статуе командора”) срочное донесение, но вместо письма с написанным текстом сообщения, он подал ему чистый лист бумаги.
Наполеон понял, в чём дело, и величественно вернул генералу донесение:
"Прочтите, генерал, донесение вслух!"
Цыганка Церетели
Путь Тамары Церетели к вершинам советской эстрады мог бы оказаться более длинным и тернистым, если бы в 1923 году в Тифлис не приехали известные актёры Е.Т. Жихарева и Н.Н. Ходотов. Они выступили в пьесе “Нищие духом”, в которой цыганка должна была исполнить известный романс “Гори, Гори, моя звезда!”
Режиссёром этого спектакля был И.Н. Перестиани, который поручил роль цыганки одной из студенток Тифлисской консерватории, Тамаре Церетели.
Перестиани строго предупредил молодую певицу, чтобы она только спела романс и ни в коем случае не выходила раскланиваться.
Когда Тамара Церетели исполнила романс, в зале раздались громовые аплодисменты, певицу много раз вызывали, но она помнила строгий запрет Перестиани и не выходила.
Тогда Жихарева нашла выход из положения, бросив реплику:
"Нельзя ли вернуть цыганку? Может быть, она ещё раз споёт эту песню?"
Тамара Семёновна с успехом ещё раз исполнила понравившийся публике романс, а в ноябре 1923 года Церетели уже с успехом начала выступать в Москве.
Тамара Семёновна Церетели (1900-1968) – известная певица.
Елизавета Тимофеевна Жихарева (1875-1967) – русская актриса.
Николай Николаевич Ходотов (1878-1932) – русский актёр.
Иван Николаевич Перестиани (1870-1859) – известный русский и грузинский актёр и режиссёр.
Псевдоним из некролога
В 1896 году в театр Петербургского литературно-артистического общества пришёл наниматься актёром В.И. Шверубович. Фактическим владельцем театра был А.С. Суворин, издававший газету “Новое время”. Суворину понравился молодой человек, вот только фамилия его немного смущала, и он порекомендовал ему взять псевдоним.
Шверубович вышел в приёмную, и от нечего делать взял свежий номер “Нового времени”, лежавший на столике. В ней он увидел краткий некролог о смерти некоего доктора Василия Ивановича Качалова. Шверубович поразился совпадению имени и отчества покойника со своими собственными, и он твёрдо сказал Суворину, что берёт псевдоним Качалов.
Василий Иванович Качалов (Шверубович, 1875-1948) – выдающийся актёр.
Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) – русский журналист, писатель, издатель и т.п.
Пожарова остудили
В 1896 году А.И. Южин заметил в Воронеже талантливого актёра Пожарова и пригласил его в Москву, где тот поступил на Драматические курсы Московского театрального училища. Вскоре Пожаров стал появляться и на сцене в полулюбительских постановках.
Во время одного из таких спектаклей Пожаров имел большой успех, и публика начала кричать “Браво!” и “Пожаров!” Кто-то из публики решил, что возник пожар, началась паника, которую еле удалось успокоить.
После спектакля Южин сказал Пожарову о необходимости взять сценический псевдоним и предложил ему взять фамилию “Остужев”. По другой версии, этот псевдоним предложил Пожарову режиссёр и педагог А.П. Ленский.
Александр Иванович Сумбатов (псевд. Южин, 1857-1927) – русский драматург и актёр.
Александр Алексеевич Остужев (Пожаров, 1874-1953) – русский актёр.
Александр Павлович Ленский (Вервициотти, 1847-1908) – русский актёр и режиссёр.
Анекдоты о русском театре. Вып. 1
(Продолжение следует)
Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2016
abhoc@abhoc.com