Вольфганг Амадей Моцарт: несколько фактов из жизни гения


Анекдоты № 814 от 08.01.2016 г.




Почти экспромт

В 1767 году курфюрст Баварии Максимилиан III (1727-1777, курфюрст с 1745) задал Моцарту (1756-1791) музыкальную тему и, усомнившись в таланте юного гения, пожелал, чтобы мальчик сочинял в его присутствии.
Моцарт взял перо и, не подходя к инструменту, довольно быстро написал пьесу, которую тут же и исполнил в присутствии Двора и Его Величества ко всеобщему восхищению.

Занятия двенадцатилетнего

В 1768 году Моцарт сочинил обедню для освящения Сиротской церкви в Вене, а затем в присутствии всей Императорской фамилии дирижировал оркестром.

“Miserere”

В 1770 году Моцарт приехал в Рим на Страстной неделе. В этот день в Сикстинской капелле ежегодно исполнялось знаменитое “Miserere”, которое сочинил Грегорио Аллегри (1582-1652) в 1630 году. Понтифики очень дорожили этим произведением: единственный экземпляр партитуры этого сочинения был засекречен, и к нему имели доступ только музыканты, исполнявшие “Miserere” один раз в году. Копирование “Miserere” или его частей было запрещено под угрозой отлучения от церкви.
Моцарт прослушал в соборе всё исполнение засекреченного произведения и, придя домой, записал по памяти всю партитуру “Miserere”. Через несколько дней это произведение исполнялось ещё раз, и Моцарт снова прослушал его, чтобы исключить возможные ошибки.
Вскоре Моцарт исполнил “Miserere” в одном доме: он сам пел и аккомпанировал себе на клавесине. Даже Первое римское сопрано, исполнявшее свою партию в Сикстинской капелле, вынужден был признать, что Моцарт не допустил ни единой ошибки ни в одной ноте.
Так партитура “Miserere” вышла в свет, и в 1771 году знаменитый путешественник Чарльз Бёрни (1726-1814) опубликовал копию с "контрафактного" моцартовского списка в Англии, но, к сожалению, сама моцартовская копия не сохранилась до наших дней.

Опера по контракту

В 1769 году Директор миланского театра "Ла Скала" подписал с Моцартом контракт, по которому юный композитор обязывался написать оперу к карнавалу 1771 года.
В конце 1770 года Моцарт вернулся в Милан и 26 декабря сдал партитуру оперы “Митридат” (“Mitridat, Re di Ponto”). Опера была востороженно встречена слушателями и представлена более двадцати раз.
Обрадованный успехом оперы, Директор театра тут же заключил с Моцартом новый контракт, и вскоре получил партитуру оперы "Луций Сулла» (“Lucio Silla”), которая была представлена более тридцати раз.

Моцарт и Гайдн

Известно, что Моцарт и Гайдн с большим уважением относились друг к другу и всегда одобрительно отзывались о творчестве своего коллеги по музыкальному цеху. Однажды в присутствии Гайдна стали обсуждать оперу Моцарта “Дон Жуан” (“Don Giovanni”), однако сам Гайдн хранил молчание. Когда же его вынудили высказать своё мнение, Гайдн сказал:
"Я могу сказать лишь то, что на сегодняшний день Моцарт является лучшим сочинителем [музыки] в мире".
Йозеф Гайдн (1732-1809).

Выдающийся квартет

Известно, что 12 февраля 1885 года в доме Моцарта происходил квартетный вечер.
Первую скрипку играл Карл Дитерс фон Диттерсдорф (1739-1799), вторую скрипку — Йозеф Гайдн, сам Моцарт играл на альте, а виолончель была поручена Иоганну Баптисту Вангалу (1739-1813). Этот звёздный состав исполнил несколько квартетов Моцарта, после чего Гайдн подошёл к отцу Моцарта и проникновенно сказал:
"Говорю вам, как честный человек перед Богом, что ваш сын — величайший композитов, кого я знаю лично и по имени. У него есть вкус, а сверх того и величайшие познания в композиции".
Кстати, своё собрание квартетов Моцарт посвятил Гайдну.

Не хулите Гайдна!

Один из талантливых придворных музыкантов очень не любил Гайдна, и с выходом каждого нового произведения последнего, он бежал к Моцарту и с пеной у рта доказывал, что произведения Гайдна никуда не годятся. Моцарт обычно выслушивал этого музыканта, но ничего ему не отвечал.
Однажды Моцарт не выдержал очередного потока невежественной клеветы и вспылил:
"Сударь мой! Если и вас, и меня вместе растопить, то из нас не выйдет ещё и половины Гайдна!"


Настройщик

В одном небольшом немецком городке, в котором Моцарт остановился проездом, он позвал местного настройщика инструментов, чтобы тот поправил несколько струн в его дорожном клавесине. Исполнив свою работу, настройщик остался стоять возле композитора, и Моцарт поинтересовался:
"Что тебе надо, добрый старик?"
Настройщик поклонился Моцарту и начал:
"Смею ли величать вас..." -
после чего перечислил все известные ему обращения, называя Моцарта последовательно Высокоблагородием, Превосходительством и высокопочтенным господином Капельмейстером Его Императорского Величества.
Моцарт расхохотался и одарил старика несколькими червонцами.

Проездом в Лейпциге

Когда Моцарт посетил Лейпциг, местные музыканты дали концерт в его честь. Моцарт горячо расхвалил и оркестр, и певчих, а потом стал расспрашивать местных музыкантов об их достатке. В результате беседы Моцарт раздал беднейшим из них все деньги, которые у него были с собой.
Следует отметить, что в то время Моцарт находился в довольно стеснённых обстоятельствах, и приехал в Германию, надеясь поправить своё материальное положение.

Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 11

(Продолжение следует)