Вишнёвая косточка
Одна из почитательниц композитора Шарля Гуно (1818-1893) побывала у него в доме и вытащила из камина вишнёвую косточку.
Через некоторое время Гуно посетил эту даму, которая продемонстрировала композитору золотую булавку со вставленной в неё вишнёвой косточкой. Дама кокетливо говорила композитору, указывая на необычное украшение:
"Вот как дорога мне эта косточка!"
Потом дама призналась в похищении косточки из камина композитора и добавила:
"Она мне очень-очень дорога..."
Гуно удивился:
"Почему же она вам так дорога? Я вишен никогда не ел, не люблю их... Эти косточки мой лакей, должно быть, набросал".
Дюма и Маке
Французский издатель Леви Мишель (1821-1875) однажды рассказывал Александру Дюма-сыну (1824-1895) о тех трудностях, с которыми было сопряжено сотрудничество Александра Дюма-отца (1802-1870) с писателем Огюстом Маке (1813-1888).
Леви говорил о требованиях Маке, чтобы его имя стояло на каждом романе Дюма-отца. Маке считал, что лучшие романы Дюма-отца написал именно он.
Дюма-сын на это отреагировал довольно спокойно:
"Маке скоро станет утверждать, что он мой отец, и что я – его произведение".
Роман мадам де Сталь
Чтобы стать любовником Жермены де Сталь, в 1791 году графу Луи де Нарбонну пришлось бросить актрису Луизу Конта. Красавица немного поплакала, но уверяла всех знакомых, что плачет не о себе, а о нём,
“променявшем розу на шипы”.
Граф как раз в декабре того же года был назначен военным министром, но через три месяца ушёл в отставку, а вскоре эмигрировал в Лондон, где и продолжился его роман с мадам де Сталь.
Впрочем, этот роман мадам де Сталь оказался не слишком длинным.
Луи-Мари Жак Альмарик, граф де Нарбон-Лара (1715-1813).
Луиза Франсуаза Конта (Contat, 1760-1813) – актриса.
Жермена де Сталь (1766-1817) – французская писательница.
Не быть!
К известному немецкому актёру Отто Девриенту (1838-1894) однажды пришёл молодой юрист, мечтавший стать актёром, и попросил послушать его декламацию. Так как одной из лучших ролей Девриента был Гамлет, то молодой человек стал в позу и начал известный монолог принца:
"Быть иль не быть? Вот в чём вопрос..."
Девриент сразу же увидел, что у молодого человека нет никаких способностей к театральной деятельности, и перебил его:
"Нет, не быть! В этом не может быть никакого вопроса".
Как ни странно, но после этой реплики молодой человек полностью излечился от своей страсти к театру.
Негодование Крылова
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) с 1811 являлся членом Российской Академии и с тех пор открыто негодовал на хозяйственную деятельность данного учреждения. Капиталы Академии лежали мёртвым грузом, и ни копейки не тратилось на поддержание российской словесности: не издавались дешёвые и общедоступные книги, не переиздавались классики, не оказывалось никакой помощи молодым литераторам.
Крылов обращался к руководству Академии с таким вопросом:
"Куда копите вы деньги свои?"
И добавлял:
"Разве на приданое Академии, чтобы выдать её замуж за Московский университет".
Вот это скорость
Лопе да Вега с такой скоростью писал свои драмы, что ему некогда было писать слова целиком — большинство слов в его рукописях написаны не больше, чем до половины.
Искусствоведы полагают, что всего им было создано около 2000 (двух тысяч!) пьес, правда, до наших дней дошло
только 426. Да, и ещё он написал около 3000 (трёх тысяч) сонетов.
Лессинг в роли евангелиста
Однажды Лессинг сидел в библиотеке и что-то углублённо писал. Один из посетителей наклонился над его столом и довольно бесцеремонно смотрел ему через плечо. Лессингу это надоело, и он громко сказал:
"Видимо, я играю роль евангелиста Луки!"
Известно, что за плечом евангелиста Луки часто изображали быка, смотрящего, как он пишет.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – немецкий драматург и теоретик искусства.
Не чёрту, так Богу!
Один из друзей как-то сообщил Ламотту, что его сестра поступает в монастырь.
Ламотт поинтересовался, сколько ей лет, и, узнав, что уже тридцать, сказал:
"Женщины охотно отдают себя Богу, когда чёрт от них уже отказывается".
Антуан Удар де Ламотт (1672-1731) – французский драматург.
В моде - жёлтое
Когда мадемуазель Марс гастролировала в Лионе, к ней в гримёрку явился один фабрикант с куском жёлтого бархата и стал уговаривать актрису сшить из него себе платье. Бархат предоставлялся, естественно, бесплатно.
Платье жёлтого цвета было просто немыслимо в то время, и чтобы отвязаться от назойливого фабриканта, Марс согласилась принять этот подарок.
В Париже Марс уговорила свою модистку сшить платье из жёлтого бархата, но обе ужаснулись видом этого произведения швейного искусства, и платье отправилось пылиться в шкаф, казалось, навсегда.
Но однажды, когда Марс должна была играть на сцене роль жены банкира, произошла неприятность – перед самым представлением какой-то краской испортили сценический костюм актрисы, и ни одно из имевшихся платьев не удовлетворяло её. Тут на глаза Марс попалось злополучное жёлтое платье, и она решила выйти на сцену именно в нём, чтобы испытать, насколько парижские зрители к ней снисходительны.
Мадемуазель Марс ожидал настоящий триумф, так как её появление на сцене было встречено бурной овацией. Все парижане нашли этот наряд великолепным, и вскоре салоны Парижа были наполнены дамами в жёлтых бархатных платьях.
Лионский фабрикант, естественно, сделал себе неплохое состояние на продаже необычного товара.
Мадемуазель Марс (Анна Франсуаза Ипполита Буте Сальветат, 1779-1847) – известная французская актриса.
Анекдоты из мира деятелей искусств
(Продолжение следует)