Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 11


Анекдоты № 798 от 11.09.2015 г.




Любезность Берлиоза

Зимой 1867-1868 года Гектор Берлиоз (1803-1869) гастролировал в Петербурге, и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) вместе с несколькими молодыми композиторами посетил концерт великого маэстро. Берлиоз в сильно укороченном сзади фраке дирижировал произведениями Бетховена и своими собственными.
После концерта Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) провёл композиторов за кулисы, где они увидели маленького человечка, “маленькую белую птицу в пенсне” по словам Римского, который съёжился в шубе под горячей трубой, пересекавшей комнату, и дрожал от холода.
Не вынимая своих рук из рукавов шубы, Берлиоз любезно обратился к Римскому:
"И вы тоже сочиняете музыку?".


Обнажённый гений

Жан Кокто (1889-1963) писал о музыке Эрика Сати (1866-1923):
"Она слишком проста для слуха, привыкшего к пряным созвучиям. Его гений является обнажённым... Нагота — высшее целомудрие Сати".


Царь Антигон и кифарист

Некий кифарист однажды играл перед царём Антигоном I (384-301). Тот всё время делал музыканту различные замечания:
"Подтяни крайнюю струну";
"поправь среднюю".
Наконец кифарист не выдержал:
"Царь, пусть тебе никогда не будет настолько плохо, чтобы ты смог превзойти меня в моём искусстве".


Глас ребенка

Немецкий композитор Людвиг Шпор (1784-1859) одно время брал на репетиции своей новой оратории восьмилетнюю дочь. Он заметил, что девочка всегда оживлялась, когда начинала звучать финальная фуга.
Однажды он спросил у дочери:
"Тебе нравится моя фуга?"
Девочка честно ответила:
"Вовсе нет, папа, но когда музыканты начинают её играть, я знаю, что твоя репетиция скоро закончится, и мы пойдем домой".


Композитор Отказов

Балетмейстер и хореограф Леонид Вениаминович Якобсон (1904-1975) решил в Кировском театре поставить двухактный балет “Клоп” по мотивам пьесы Маяковского и в качестве композитора пригласил Олега Николаевича Каравайчука (1927-).
Через несколько дней Каравайчук пришёл к Якобсону и сыграл сочинённую им музыку первого акта.
Якобсон был в восторге:
"Великолепно! Буду с нетерпением ждать партитуру".
Ага! Все знали, что Каравайчук блестящий импровизатор, но написание партитур его коньком не являлось из-за высокой требовательности композитора к своим произведениям. Поэтому он постоянно срывал сроки.
Якобсон знал об этом и к следующему визиту Каравайчука подготовил магнитофон. Каравайчук пришёл и опять исполнил музыку для первого акта, но совсем другую. Эту операцию Якобсон проделывал несколько раз, а для расшифровки фонограмм он пригласил композитора Георгия Ивановича Фиртича (1934-).
Узнав о таком вероломстве Якобсона, Каравайчук вспылил, стал ругаться, а когда это не помогло, потребовал снять свою фамилию с афиши спектакля.
Так в репертуаре Кировского театра появился балет “Клоп” с музыкой Ф. Отказова и Г. Фиртича.

Отповедь Вертинского

Однажды, когда Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) сидел в приморском ресторанчике в Дзинтари, его узнал какой-то молодой человек и с воодушевлением произнёс:
"Друзья! Среди нас присутствует великий русский актёр Александр Николаевич Вертинский. Попросим Александра Николаевича спеть!"
В зале ресторана началось волнение, но тут поднялся возмущённый Вертинский и дал отповедь нахалу:
"Дорогие друзья! Среди нас, вероятно, присутствуют и зубные врачи, но никому не приходит в голову попросить поставить пломбу или мост. Почему же я должен петь?"
Раздались дружные аплодисменты присутствующих.

Апухтин и Чайковский

Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) в своих дневниках со слов Алексея Николаевича Маслова (1853-1922) записал следующий сюжет.
Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) и поэт Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893) были одноклассниками по училищу правоведения. В 1865 году в Петербурге они жили, как муж с женой, на одной квартире:
"Апухтин лежал в постели. Чайковский подходил и говорил, что идет спать, и Апухтин целовал у него руку и говорил:
“Иди, голубчик, я сейчас к тебе приду”".
Интересно, из какого источника Маслов взял такие подробности?

Суррогат

Немецкий композитор и дирижёр Отто Клемперер (1885-1973) считал грамзаписи суррогатом живой музыки. Он утверждал:
"Слушать грамзаписи - это то же самое, что ложиться в постель с фотографией Мэрилин Монро".


Ошибся!

В середине 1970 года Леонард Бернстайн (1918-1990) плакал, сидя за кулисами, и жаловался:
"Мне всего на два года меньше, чем было Бетховену, когда он умер, а я ни одного шедевра так и не сочинил".
Простим Бернстайну ошибки в арифметике, но вряд ли он не считал “Вестсайдскую историю” (1957) шедевром.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827).

Вкусы американцев

Американский композитор Питер Либерсон (1946-2011) утверждал:
"Американцы не любят опер – они любят певцов и готовы слушать, как те снова и снова исполняют одни и те же арии".


Анекдоты из жизни музыкантов. Вып. 10

(Продолжение следует)