Жорж Санд и Альфред де Мюссе. Часть I


Анекдоты № 790 от 12.06.2015 г.




Аврора Дюдеван в Париже

В самом начале 1831 года Аврора Дюдеван (будущая Жорж Санд), фактически разошедшаяся с мужем, Казимиром Дюдеваном (1795-1871), приехала в Париж вместе со своим очередным любовником Жюлем Сандо. Денег, выделяемых ей мужем, естественно, на всё не хватало.
Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен, по мужу Дюдеван, 1804-1876) — известная писательница.
Жюль Сандо (1811-1883) - писатель, с 1853 года член Французской академии.

Мужская одежда

Считается, что Аврора тогда же начала носить мужскую одежду - сначала из экономии; кроме того, в партеры театров дам не пускали; вот так и повелось.

Первый успех и выбор псевдонима

Чтобы подзаработать, Жюль Сандо и Аврора написали роман “Роз и Бланш”, вышедший в свет, как произведение одного Жюля Сандо. Роман имел некоторый успех у читателей, особенно женщин, и дальше Аврора писала романы уже одна.
Сандо, впрочем, тоже.
Её роман “Индиана” вышел в свет в 1832 году и имел большой успех, а автором был назван некий господин Жорж Санд. Впрочем, уже очень скоро весь Париж знал настоящее имя автора этого романа.

Связь с Мари Дорваль

Помимо литературных трудов, Жорж Санд в Париже нашла множество любовных приключений, и даже не только с мужчинами. У неё была очень пылкая связь с известной актрисой Мари Дорваль (1798-1841), которая в то же самое время была любовницей уже известного писателя графа Альфреда да Виньи (1797-1863).
Жорж Санд засыпала свою подругу пылкими посланиями и получала в ответ не менее страстные признания.
При встречах они так ласкались друг с другом, что почти ни у кого не оставалось сомнений в характере их отношений. Все усмехались, наблюдая за этой сладкой парочкой, а страдал только один Альфред да Виньи.

Конфуз с Мериме

Приблизительно в это же время Жорж Санд захотела сделать своим любовником уже очень знаменитого писателя Проспера Мериме (1803-1870), однако эта попытка лишь развеселила весь Париж. Мериме очень гордился своими успехами на амурном фронте и не сомневался в успешном завершении своего нового романа. Первая же попытка их близости оказалась роковой для Мериме, так как по каким-то причинам он оказался совершенно несостоятельным любовником, а второй попытки у него уже не было. Судя по всему, по взаимному (негласному) согласию сторон.
Проспер Мериме (1803-1870) - с 1844 года член Французской академии.

Желание познакомиться с Мюссе

И тут в поле зрения Жорж Санд попал молодой красавец граф Альфред де Мюссе, дебютировавший на литературном поприще в 1830 году и купавшийся в лучах славы.
Болезненный организм Альфреда был к тому времени уже достаточно измучен шлюхами и алкоголем, и он имел в Париже соответствующую репутацию.
Жорж Санд сначала захотела познакомиться с молодым поэтом, и просила Сент-Бёва представить его ей, но вскоре передумала, испугавшись его репутации, и написала своему приятелю:
"Взвесив все обстоятельства, я не хочу, чтобы вы представляли мне Альфреда де Мюссе. Он большой денди, мы не подходим друг другу, и я хотела его видеть скорее из любопытства, чем из действительного интереса. Однако было бы неосторожно стремиться удовлетворить всякое любопытство".
Шарль Огюстен де Сент-Бёв (1804-1869) — литературный критик, с 1844 года член Французской академии.
Альфред де Мюссе (1810-1857) — поэт, драматург и прозаик, с 1852 года член Французской академии.

Сент-Бёв

Почему Жорж Санд обратилась именно к Сент-Бёву?
Дело в том, что этот критик очень благожелательно отзывался о творчестве обоих писателей и находился с ними в дружеских отношениях.
Сент-Бёв осыпал Мюссе многочисленными похвалами, а тот писал на критика пародии и эпиграммы, или называл его то “госпожа Пернель” (см. “Тартюф” Мольера), то Сент-Бевю (bevue – ошибка).

Пьяный очаровашка

В своей страсти к вину и девкам Мюссе был совершенно неудержим, а друзья никогда не останавливали его, ибо, как писал Мериме Стендалю в 1831 году,
“когда он пьян, то совершенно очарователен”.


(Продолжение следует)