Экстазы Мурильо
Художник Мурильо был очень религиозным человеком. В Севилье его очень часто видели в церкви Санта Крус, когда он стоял на коленях перед картиной Филиппа де Шампаня “Снятие с креста”, погружённый в молитвенное созерцание.
Однажды Мурильо простоял таким образом до очень позднего времени, и ризничий собрался закрывать церковь. Он подошёл к Мурильо и дотронулся до его плеча, но Мурильо никак не отреагировал на прикосновение. Тогда ризничий взял его за руку и сказал:
"Сеньор, я иду запирать двери. Вам пора".
Мурильо очнулся и попросил, словно о небольшой услуге:
"Хорошо. Я только хочу дождаться здесь, пока Святое Семейство совсем не снимет тело Спасителя с креста".
Филипп де Шампань (1602-1674).
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682).
Религиозный транс
Религиозные трансы Мурильо были хорошо известны жителям Севильи, которые относились с уважением к подобной религиозности. Однажды он с самого раннего утра неподвижно простоял на верхушке "золотой башни", глядя в небо. Сторожа башни за это время успели несколько раз подняться на башню и спуститься с неё, а Мурильо всё неподвижно стоял.
Наконец, один из сторожей забеспокоился и подошёл к Мурильо:
"Сеньор, берегитесь! С нашим солнцем шутить нельзя".
Мурильо точно проснулся и, оглянувшись, проговорил:
"О, как хороша она! Зачем вы помешали мне? Она уже сходила со своей высоты..."
Сторож вопросительно посмотрел на своего напарника, но тот сказал:
"Оставь его! Этот сеньор — художник Мурильо. С ним разговаривала сама Богородица".
Не купил, так украл
Испанский король Карл III (1716-1788, король с 1759) очень хотел заполучить один из пейзажей кисти Якоба ван Рёйсдаля (1628-1682), которым владел богатый купец из Бреды. Король предложил купцу миллион гульденов за этот пейзаж, но купец отказался от предложенной цены и сказал, что картина не продаётся.
Тогда Карл III приказал трём доверенным дворянам отправиться в Бреду и любым путём раздобыть желанное полотно.
Один из дворян нанялся в слуги к этому купцу, а другой нанялся в этот же дом учителем пения и танцев к дочерям купца.
Через два месяца из дома купца исчезли пейзаж ван Рёйсдаля и одна из дочерей.
Купец во все стороны разослал объявления о том, что воры могут оставить девицу себе, а он лишь просит вернуть картину за вознаграждение.
Ответа ограбленный купец так и не получил.
Что дороже?
В царствование короля Филиппа IV (1605-1665, король Испании с 1621) почти одновременно произошли два важных события: в его дворце случился очень сильный пожар, а из Нидерландов пришло сообщение о потере одной из провинций.
Выслушав вестников из Нидерландов, Филипп IV спокойно произнёс:
"Да, это, конечно, очень грустно, но с Божьей помощью мы завоюем ещё несколько провинций. Зато спасена от огня картина Тициана. А таких уже больше никто и никогда не напишет!"
Тициан Вечелио (1488-1576).
Слава по-испански
Однажды известный торговец картинами Адольф Гупиль (1806-1893) предложил испанскому художнику Касадо дель Алисалю (1832-1886):
"Передавайте мне для продажи все ваши картины, и я прославлю вас на всех пяти частях света".
Художник ответил с испанским достоинством:
"Слава, создаваемая торгашеской рекламой, нисколько меня не соблазняет. Что же касается пяти частей света, то всем им вместе я предпочитаю свою родину".
Я не испанец!
Когда один русский аристократ рассматривал картины Мариано Фортуни (1838-1874) и назвал его испанским художником, известный живописец с негодованием воскликнул:
"Я не принадлежу к потомкам палачей и инквизиторов! Я не испанец, а каталонец, и происхожу от тех трубадуров, которые во времена тьмы и варварства хотели завоевать мир песней и музыкой!"
Какой король?
Испанский король Альфонсо XII (1857-1885, король с 1874) однажды в Барселоне попросил одного из местных художников открыть для него свою мастерскую, но художник отказал королю в этой просьбе.
Альфонсо XII удивился:
"Разве вы меня не знаете?"
Художник холодно ответил:
"Нет".
Король настаивал:
"Я ваш король".
Художник с удивлением сделал пару шагов назад и гордо заявил:
"Простите меня, но НАШ последний король дон Хайме, завоеватель Валенсии и Мурсии, умер несколько сот лет назад, а после него, как я знаю, были узурпаторы, сжигавшие хартии наших фуэросов в своих дворцах. Но королей у нас больше не было..."
Художник имел в виду Хайме I Завоевателя (1208-1275), который был королём Арагона и графом Барселоны.
Ученик и учитель
Хуан де Луна-и-Новисио (1857-1899), родившийся на Филиппинах, в 1884 году получил в Мадриде золотую медаль на Национальной выставке изящных искусств за картину “Битва при Лепанто”.
На банкете, организованном в честь признания заслуг художника, выступил и взволнованный лауреат, который назвал своим учителем известного художника Касадо дель Алисаля (1832-1886).
Следующим слово взял дель Алисаль и спокойно сказал, что ведь и Иоанн Креститель был учителем Христа. Од же лишь научил Луну только грамоте, а теперь видит, что и ему надо учиться у этого молодого человека.
Следует заметить, что Алисаль на эту выставку своих картин не представил, так как опасался, что жюри присудит по старой памяти первую награду ему самому; он же хотел дать дорогу молодым талантам, вроде Луны.
Анекдоты о художниках, их картинах и друзьях. Вып. 9. Испанские художники
(Продолжение следует)