Во время игр 178-й Олимпиады (68 г. до Р.Х.) Стратон из Александрии в один день победил в борьбе и в панкратии. Он был пятым после Геракла, кто добился подобного достижения.
Элеец Клеоген прославился тем, что на Олимпийских играх он победил на жеребце из собственного табуна.
Троил из Элиды одержал в Олимпии две победы: парой взрослых лошадей и запряжкой жеребят на 102-х играх (372 г. до Р.Х.). Да, бывали и такие состязания. Но одновременно этот Троил был гелланодиком, и тогда элейцы издали закон, согласно которому гелланодикам запрещалось выставлять на соревнования своих лошадей.
Лаконец Анаксандр на 88-х Олимпийских играх (428 г. до Р.Х.) одержал победу в состязаниях колесниц, но ещё раньше его дед со стороны отца одержал победу в пентатле. О победе деда стало известно из надписи, сделанной на статуе этого Анаксандра.
Поликл по прозвищу Полихалк (халк по-гречески означает и медь, и самую мелкую монету, и даже изделия из меди) одержал в Олимпии победу на четвёрке лошадей. Подобные же победы он одерживал ещё на Пифийских, на Истмийских и на Немейских играх.
Спартанец Ликин привёл в Олимпию своих молодых жеребят, но гелланодики по каким-то причинам забраковали одного из них. Тогда Ликин выставил этих жеребят в состязаниях взрослых коней и победил ими.
Спартанец Лихас, сын Аркесилая (двукратного олимпионика, между прочим), не мог выставить в Олимпии колесницу от своего имени, так как спартанцы тогда временно были отстранены от состязаний из-за военного противостояния с элейцами. Поэтому Лихас выпустил свою колесницу от имени фиванского народа. Когда же его колесница победила, он своими руками возложил венок победителя на возничего.
За это гелланодики подвергли Лихаса бичеванию.
После прекращения этой войны Лихас поставил в Олимпии статую в честь своей олимпийской победы, но у элейцев в списке победителей так и остался фиванский народ.
Антипатр из Милета, сын Клинопатра, выделялся ловкостью среди мальчиков, которые готовились состязаться в беге. Сиракузцы, которые привезли в Олимпию жертвы от Дионисия Старшего, стали предлагать Клинопатру большие деньги, чтобы он объявил своего сына родом из Сиракуз. Но Антипатр после победы в состязаниях громко объявил себя жителем Милета, так как он презирал дары от тиранна. И на статуе Антипатр написал, что он родом из Милета, и что он первый из ионян, который посвятил статую в Олимпию.
Дамиск из Мессены победил в Олимпии в беге мальчиков, когда ему был только 12 лет. Позднее этот Дамиск побеждал на Немейских и Истмийских играх, но уже в пентатле.
Кратин из ахейской Эгиры был очень красивым мальчиком, но на состязаниях в Олимпии он проявил такое борцовское мастерство, что элейцы разрешили ему поставить рядом со своей статуей и статую своего наставника Эвтихила.
В Олимпии в древности стояли три статуи Дикона, сына Каллиброта. Этот Дикон одержал одну победу во время соревнований мальчиков, и две – во время соревнований взрослых атлетов. Когда он одержал победу среди мальчиков, то его провозгласили жителем Кавлонии, ахейской колонии в Южной Италии. Позднее, за деньги, разумеется, он стал провозглашать себя жителем Сиракуз.
Это Дикон одержал также пять побед на Пифийских играх, четыре на Немейских и три на Истмийских.
Сострат из Сикиона одержал на играх в Олимпии три победы в панкратии в 364, 360 и 356 гг. до Р.Х. (104,105 и 106 Одимпиады). У него было прозвище Акрохерсит (“акрай хейрон” по-гречески означает “края рук”), так как он, начиная поединок, старался схватить соперника за пальцы и начинал их ломать.
[Не подумайте ничего плохого, это не противоречило правилам состязаний в панкратии.]
Отпускал соперника Сострат только после того, как тот отказывался от продолжения поединка.
Этот Сострат также одержал две победы на Пифийских играх, и двенадцать побед на Немейских и Истмийских играх.
В заключение выпуска расскажу о противостоянии в Олимпии между Евфимом, сыном Антиклея, из Локр и Феагеном, сыном Тимосфена, с Фасоса.
На играх 74-й Олимпиады Евфим одержал победу в кулачном бою.
Однако на следующих играх ему не удалось повторить свой успех, так как у него появился очень сильный соперник, Феаген. Отец Феагена, Тимосфен, был жрецом Геракла, а этот атлет обладал такой силой, что соплеменники считали его сыном Геракла.
На играх 75-й Олимпиады Феаген решил участвовать в кулачном бою и в панкратии. В кулачном бою Феаген стал победителем, одолев Евфима; но этот поединок отнял у него столько сил, что в состязаниях панкратиатов он не смог оказать достойного сопротивления и проиграл Дромею из Мантинеи.
Гелланодики решили, что это произошло, потому что Феаген записался в состязания по кулачному бою из-за зависти к Евфиму, и наложили на Феагена “священный штраф”: он должен был заплатить один талант в пользу бога и один талант лично Евфиму.
На играх 76-й Олимпиады Феаген заплатил положенный штраф в пользу бога, а в виде компенсации Евфиму он отказался от состязаний в кулачном бою. На этих играх Феаген стал победителем в панкратии, а Евфим выиграл состязания в кулачном бою.
Евфим также выиграл состязания в кулачном бою и на играх 77-й Олимпиады.
Спортсмены Древнего мира. Часть IV
(Продолжение следует)