“Сильный дом” и “люди долга”
В Китае эпохи (династии) Хань появилось понятие "сильного дома". Первоначально это было объединение нескольких родственных семейств, которые постепенно усиливались, обрастая зависимыми людьми.
В древних китайских исторических трудах "сильный дом" определялся как союз людей, доверяющих друг другу, с общими взглядами на добро и зло, способных доминировать в округе и навязывать свою волю даже высокопоставленным чиновникам.
Вскоре выросла фигура предводителя "сильного дома", господина, который оказывал милость своим людям, а те служили ему, воздавая за милость, выполняя свой личный долг.
Шайки наёмных убийц и даже обыкновенных грабителей назывались в то время "людьми долга".
В эпоху поздней Хань таких зависимых людей стали называть "преданными из чувства долга".
Помогай, но меру знай
Цуй Ши (II век н.э.) в своём сочинении о "помесячных указаниях для четырёх групп народа" советовал помогать нуждающимся родственникам накануне сева и перед наступлением холодов, но при этом требовал быть умеренным в своей помощи и соразмерять её со степенью родства.
Дружба по-китайски
Некий чиновник областной управы Куайцзы был приглашён на службу к императорскому двору, а это уже был совсем другой уровень представительства. Чтобы ему соответствовать требовались немалые средства, и Куайцзы запустил руку в казну, позаимствовав около миллиона монет. Растрату быстро обнаружили, Куайцзы был обвинён в казнокрадстве, и ему грозила смертная казнь.
Его друг по имени Чжу Цзюань владел крупным шелкоткацким делом и дал Куайцзы шёлка на предъявленную сумму. Когда мать стала упрекать Чжу Цзюаня в расточительстве, он ей ответил:
"Небольшой убыток сулит большой доход; сначала беден, потом богат – таков неизменный закон".
Евнухи
Император Восточной Хань по имени Хэ-ди (правил 88-106 гг. н.э.) первым начал назначать евнухов на высокие посты в империи.
В 102 году он пожаловал высокий титул “хоу” и удел евнуху Чжэн Чжуну. Эти привилегии унаследовал приёмный сын данного евнуха. Такое право евнухов иметь приёмных детей и передавать им титулы было узаконено в 135 году.
В 156 году приёмные дети евнухов получили право ношения по ним трёхлетнего траура, как по настоящим родителям. Это уничтожало последние признаки социальной неполноценности евнухов.
К этому времени евнухи стали настолько могущественными, что могли по своему усмотрению назначать своих родственников на значительные посты, правда, пока только в администрацию провинций.
Увидев такой быстрый рост могущества евнухов, люди забыли о предписаниях Конфуция и стали добровольно калечить себя, надеясь сделать быструю карьеру через службу в императорском гареме. Это поветрие коснулось и членов самых знатных потомственных служилых семейств.
Племянник евнуха
Некий Сюй Сюань, племянник евнуха Сюй Хуана, служил начальником уезда Сяпи в Дунхае. Ему приглянулась одна молодая красавица, которая была женой какого-то отставного чиновника, и он потребовал её себе.
Получив отказ, Сюй Сюань рассвирепел, приказал схватить эту красавицу, а потом
"ради забавы стрелял в неё из лука и убил".
Правителем Дунхая был Хуан Фу, который арестовал Сюй Сюаня и казнил его, несмотря на многочисленные предупреждения о возможной мести со стороны императорского фаворита.
Так вскоре и случилось – Хуан Фу был сослан на каторгу.
Инспектор Чжан Ган
Император Шунь-ди (115-144) в 142 году отправил восемь высокопоставленных чиновников в инспекционную поездку по империи.
Чжан Ган остановился у городской управы Лояна (столицы империи Хань) и дальше не поехал. Когда у него спросили, почему он не едет дальше, Чжан Ган ответил:
"Шакалы и волки у власти, что уж выискивать лисиц!"
Убедительный проситель
Правителем провинции Хэнань был Ян Чжи, без покровительства которого сделать карьеру в столице было невозможно. Хронист говорит об этом так:
"Без Чжи нельзя было приобрести известность среди тунов и цинов".
Когда в столицу прибыл Чжао И, он долго обивал пороги высокопоставленных чиновников, но, наконец, сумел добиться аудиенции у самого Ян Чжи.
Попав во дворец правителя, Чжао И начал очень высокопарно жаловаться на свою судьбу, а потом так горько разрыдался, что на эти звуки сбежались даже привратники.
Правителю Ян Чжи так понравилось это “представление”, что он обласкал просителя и дал ему какую-то должность.
Смерть “от печали”
Император Хуань-ди (132-168) в марте 165 года отправил свою жену, императрицу Дэн, в гаремную красильню. Это было последнее пристанище для знатных дам, которые впали в немилость.
Через несколько дней императрица Дэн умерла, как говорилось, “от печали”. Некоторые члены семьи умершей императрицы покончили с собой, а остальные были высланы из столицы в родные места.
Нужна сильная рука
В Китае с очень древних времён господствовало мнение, что люди сами по себе, без твёрдого управления, не способны наладить совместную жизнь. Это мнение выражалось в популярной формуле:
"Если тысяча человек соберётся вместе и среди них не будет главного, то, если они не разбредутся, вспыхнет вражда".
Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VII
(Продолжение следует)