Разговоры
Ландау был большим любителем поговорить и считал, что великолепный трёп - это искусство. Им была разработана такая классификация разговоров.
I класс - беседы. Они вызывают прилив мыслей, придают ценность общению людей. Это - творчество.
II класс - "пластинки", то есть разговоры, не требующие души. Их можно прокручивать сколько угодно раз. Для них хороши вечные темы - о любви, ревности, жадности, лени, о взаимоотношениях супругов, "Кто ваш любимый артист?" и тому подобное. Дау очень любил "разговоры-пластинки": они были удобны на отдыхе, в поезде, при знакомстве с девушками.
III класс - шум. Полное отсутствие живой мысли, искренности, а подчас и смысла. Дау уходил от таких разговоров. Они его раздражали.
Лженауки
Музыковедение, искусствоведение, театроведение и литературоведение Ландау считал лженауками и называл "обманом трудящихся". Причём переубедить его было невозможно.
Что же касается "научного коммунизма" и тому подобных дисциплин, то они приводили Дау в ярость. В них он видел особый вред и с величайшим презрением относился к людям, избравшим их своей специальностью.
Опера и пение
Ландау постоянно твердил, что опера противоестественна, что люди в реальной жизни общаются посредством живой речи, а не пения.
И всё же у Дау была любимая певица — Надежда Андреевна Обухова. Кора говорила, что он всегда задерживался у радиоприёмника, услышав её голос, прослушивал весь концерт до конца и уверял, что это единственная певица, которую можно слушать.
Ландау также не понимал балета.
Девушки к 50 годам...
Однажды на пляже молодой искусствовед стал излагать свои теории:
"Каждый элемент человеческого лица несёт на себе определённую нагрузку, что-то выражает. Как часто прелестные девушки к пятидесяти годам превращаются в форменных крокодилов. Мещанская сущность доминирует, поглощает всё, что было хорошего. И только очень немногим удаётся сохранить душу, чистоту помыслов".
Ландау с улыбкой возразил:
"Вы - душист, а я - красивист-мордист. Что же касается девушек, то к пятидесяти годам они просто стареют".
Любовь и дружба
Одному начинающему поэту Ланау посоветовал:
"Ваши стихи о дружбе напомнили мне слова Герцена. Когда у него спросили, верит ли он в возможность дружбы между мужчиной и женщиной, Герцен ответил:
"Да, но от этого рождаются дети".
Не бойтесь любви, это святое чувство. Бояться надо отсутствия любви и плохих стихов о любви".
Разговор с дамой
Одна дама завела с Ландау разговор о том, что у неё с мужем чисто дружеские отношения, ничего больше. Дау никак не отреагировал на это.
Тогда она, чтобы выйти из неловкого положения, добавила, что имеет поклонника с громким именем и знакомого юношу, который любит её со всем пылом двадцати лет. Кокетливо взглянув на Дау, она закончила:
"Для полного комплекта не хватает только исповедника".
Дау возразил:
"Жалкая роль".
Дама от возмущения даже ахнула:
"Да что вы! Я так хорошо всё придумала".
Дау пригвоздил её:
"Но это не вы придумали. У Островского есть купчиха, которая любила мужа для денег, дворника для удовольствия и офицера для чувств".
Эта дамочка очень сильно обиделась на Дау.
Английский язык
Один из его многочисленных корреспондентов Ландау пожаловался, что ему не даётся английский язык.
Дау ответил очень кратко:
"Английский необходим. Выучить его нетрудно, так как английским языком неплохо владеют даже очень тупые англичане".
Пасьянсы
Ландау очень любил раскладывать пасьянсы, при этом он приговаривал:
"Это вам не физикой заниматься. Здесь думать надо".
О женщинах
Ландау говорил так:
"Женщины достойны преклонения. За многое, но в особенности за их долготерпение. Я убеждён, что если бы мужчинам пришлось рожать, человечество быстро бы вымерло. Если бы у меня было столько забот, сколько у женщины, я бы не мог стать физиком".
Женские лица
Помимо преклонения Ландау высказывал и другие мнения о женщинах:
"Как странно: женщины обычно так следят за своими туалетами, чтобы всё было по моде, и так мало внимания уделяют выражению лица, что гораздо важнее всех нарядов. Лицо человека порой бывает, как у медведя, я на такие лица стараюсь не смотреть".
Лев Давидович Ландау в высказываниях, воспоминаниях и анекдотах. Часть IV
(Продолжение следует)