Портрет жены Мане
Осенью 1865 года Дега написал портрет Эдуарда Мане с женой Сюзанной Мане (урождённая Леенхофф, 1829-1906), играющей на фортепиано, и подарил его своему другу. Мане не понравилось изображение жены, и он отрезал правую часть холста. Оскорблённый Дега забрал картину обратно и довольно долго был в ссоре с Мане.
Дега хотел восстановить портрет в первоначальном виде, но так и не собрался проделать эту работу.
“Я работаю...”
Жанна Февр, одна из племянниц Дега, вспоминала:
"Братья художника сохранили дворянскую частицу "де". Свои первые картины Дега подписывал "де Га", но вскоре стал писать свою фамилию слитно. Когда один из друзей спросил, почему он так поступает, дядя ответил:
"В дворянстве не привыкли трудиться, а я работаю; поэтому мне больше пристало имя простолюдина".
Рисунок Энгра
Однажды журналист Джордж Мур (1852-1933) в мастерской Дега рассматривал недавно купленный художником рисунок Энгра. Заметив интерес Мура к рисунку, Дега сказал:
"Это рисунок женской руки, сделанный Энгром. Взгляните на ногти, как они прорисованы; вот что значит гений! Руку человека он видит такой прекрасной, такой удивительной и такой необыкновенно сложной для выражения, что он мог бы уединиться на долгие годы, довольствуясь только прорисовыванием ногтей!".
Скучно развлекаться
Когда Дега перевалил за 70, доктор заявил художнику, что воздух мастерской ему вреден:
"Вам нужно больше гулять. К тому же эти прогулки могут вас развлекать".
Дега ответил:
"Но, друг мой, мне скучно развлекаться".
Рамы Дега
Цвета рам для своих картин Дега всегда подбирал самостоятельно, пользуясь красками, которыми обычно красили садовые стулья.
Джеймс Уистлер (1834-1903) частенько подшучивал над Дега:
"Ваши садовые рамы..."
Бабочки Ренуара и Лами
В художественной лавке Нуази-ле-Гран некий любитель рассматривал акварели Эжена Лами (1800-1890). Он показал одну из них Дега:
"Посмотрите, мсье Дега, правда, это похоже на крылья бабочек, как вы сказали однажды о полотнах Ренуара?"
Дега сухо ответил:
"Да, но Ренуар сажает бабочек на свой холст, а Лами прибивает их гвоздями".
“Дом нового искусства”
Французский историк Даниель Алеви (1872-1962) так написал об отношении Дега к "новому" искусству [“l’art nouveau”]:
"Дега считал, что гомосексуализм и "вкус" неотделимы друг от друга. Совсем недавно [1895 год] открылся "Дом нового искусства", где молодые женщины продают красивые вещи. Дега говорит:
"Хорошо сделали, что поставили туда женщин. Если бы там были мужчины, полиция бы уже прикрыла его".
Об искусстве
Дега:
"Искусство для народа! Какое убожество! Прекрасное – это тайна".
Рабочие принадлежности
Один богатый любитель живописи как-то сманил танцовщицу, позировавшую художникам. Он угощал её портвейном и бисквитами, чего бедные художники не могли ей предложить. Встретив этого господина в опере, Дега сказал ему:
"Мсье, вы не имеете права отнимать у нас наши рабочие принадлежности".
Ослеплённый Дега
Когда Дега и Мане помирились после трёхлетней ссоры, Дега пришёл в мастерскую Мане. Он рассматривал эскизы Мане, его пастели, мало говорил и всё жаловался, что у него устали глаза, что он плохо видит.
Через несколько дней Мане встретил одного своего приятеля, который сказал ему:
"На днях я встретил Дега, когда он выходил от Вас. Он был в восторге, он был просто ослеплён всем, что вы ему показали".
Мане ответил:
"Ах, свинья! Ведь он мне ничего не сказал".
Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 3. Дега
(Продолжение следует)