Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 3. Дега.


Анекдоты № 577 от 07.01.2011 г.




Домосед Дега

Незадолго до Великой войны один французский аристократ обратился к Дега:
"Почему, мсье Дега, вы никогда не покидаете Монмартр? Отчего бы вам не съездить со мной в Сен-Жерменское предместье?"
И получил ответ:
"Господин граф, оставьте меня на моей навозной куче".


Отзыв Золя

В 1886 году на званом обеде в честь выхода в свет романа Золя "Творчество" среди гостей разгорелся спор о современных художниках, в первую очередь о Мане и Моне. Золя отстаивал свой тезис, что ни один художник нового направления не достиг результатов, сравнимых с тем, чего добились по крайней мере три или четыре современных писателя, вдохновлённых теми же идеями, провозгласивших те же эстетические принципы. Писателю заметили, что в таком случае ему следует обратить внимание на Дега. Золя, проявив свою ограниченность, сказал на это:
"Я не могу согласиться с тем, что человек, всю свою жизнь писавший одних только балерин, может соперничать в силе и широте ума с Флобером, Доде или Гонкурами".


Об Уистлере

Однажды Дега сказал Уистлеру по поводу его "жизни напоказ":
"Мой дорогой друг, вы ведёте себя так, словно у вас нет ни капли таланта!"
О самом Уистлере Дега отзывался так:
"С ним невозможно разговаривать, он тут же заворачивается в плащ и отправляется к фотографу!"


Деревья

Указав на группу деревьев в Буживале, Дега сказал:
"Как были бы они прекрасны, если бы их написал Коро!"


Как кошка

На одной из картин Дега изобразил женщину, которая, выходя из ванной, рассматривает свою руку. Дега сказал по этому поводу:
"Это животное человеческой породы, занятое собой: словно кошка, которая вылизывает себя".


Дега и модели

Амбруаз Воллар в своих воспоминаниях отмечал взаимоотношения между Дега и его натурщицами:
"Когда всё шло хорошо, он напевал, обычно какой-нибудь старый мотив... Случалось, что Дега подшучивал над своими моделями.
"Ты – редкий случай. У тебя зад в форме груши, как у "Джоконды", -
говорил он натурщице, и та, не помня себя от гордости, шла всюду показывать свой зад.
Но если он сам позволял себе фамильярный тон в мастерской, то своим моделям он не прощал ни малейших шуток или замечаний. Как-то раз во время работы одна из моделей, которой он очень дорожил, запротестовала:
"Разве это мой нос, мсье Дега? У меня никогда не было такого носа!"
Он немедленно выгнал её вон и выбросил ей вслед её одежду. Ей пришлось одеваться на лестнице".


О Фантен-Латуре

В Салоне Дега подвели к картине Фантен-Латура "Женщина с цветами на корсаже". Дега быстро отреагировал:
"Фантен-Латур очень талантлив, но держу пари, он никогда не видел цветов на корсаже женщины".


Плохо вижу!

Дега часто говорил, что Эжен Каррьер – великий живописец. Но вот в Салоне один критик стал восхищаться новыми полотнами Каррьера, задержав перед ними Дега. На этот раз Дега сказал:
"Сегодня я недостаточно хорошо вижу".


Пробую

Как-то в Салоне Дега внимательно рассматривал каждую картину и вдруг заметил:
"Подумайте только, никто из всех этих художников никогда не задавал себе вопрос: что нужно сделать в живописи?"
Случившийся тут же критик поинтересовался:
"Что же нужно сделать?"
Дега:
"Если бы я это знал, я бы уже давно сделал. Я всю жизнь пробую".


О живописи

В том же Салоне к Дега подошёл художник Жан Вибер:
"Мсье Дега, вы должны пойти на нашу выставку акварелей!"
Потом он покосился на поношенное пальто Дега:
"Наши рамы и ковры, может быть, покажутся вам чересчур богатыми, но, в конце концов, ведь живопись тоже предмет роскоши".
Дега парировал:
"Ваша, мсье, да, а наша – предмет первой необходимости".


Указатель имён

Жан Вибер (1840-1902).
Амбруаз Воллар (1866-1939).
Жюль де Гонкур (1830-1870).
Эдмон де Гонкур (1822-1896).
Эдгар Дега (1834-1917).
Альфонс Доде (1840-1897).
Эмиль Золя (1840-1902).
Эжен Каррьер (1840-1906).
Камиль Коро (1796-1875).
Эдуард Мане (1832-1883).
Клод Моне (1840-1926).
Джеймс Уистлер (1834-1903).
Гюстав Флобер (1821-1880).
Анри Фантен-Латур (1836-1870).

Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 2

(Продолжение следует)