Заметки об Италии. Часть VI


Анекдоты № 500 от 21.05.2009 г.


Первая конная

Считается, что первым бронзовым всадником в Европе со времен Древнего Рима стала конная статуя Гаттамелаты по прозвищу "полосатый кот" работы Донателло (1386-1466), воздвигнутая в Падуе. [Настоящее имя этого наемника, а потом и правителя Падуи, было Эразмо ди Нарни (1370-1443).]

Донателло и ферма

Когда Донателло состарился и больше не мог заниматься созданием скульптур, семейство Медичи подарило ему ферму. Донателло с восторгом принял подарок и отправился в свое поместье. Но уже меньше чем через год Донателло стал умолять Медичи забрать свой подарок обратно: он лучше умрет от голода, чем от такого беспокойства.

Вторая Лаура

В доме Петрарки (1304-1374) в стеклянной витрине находится забальзамированная кошка. Петрарка был очень к ней привязан и называл кошку своей второй Лаурой.
Байрон (1788-1824) при посещении дома Петрарки, увидев эту кошку, сказал, что сердца животных часто лучше человеческих, и привязанность этого животного посрамляет холодность Лауры.

Англия - не Италия

Один итальянец рассказывал о своей поездке в Лондон, и о том, что его там удивило:
"Я специально ходил ночью к Букингемскому дворцу, чтобы посмотреть, ходят ли там часовые. И они ходили! А ведь кроме Бога их никто не видел! В Италии такого произойти не может".


Переводчик и сантехник

Сэр Джон Харрингтон (1561-1612) сделал полный перевод поэмы Ариосто на английский язык. Он был крестником королевы Елизаветы, изучал в Кембридже право, но в совершенстве овладел итальянским языком. Чтобы позабавить фрейлин королевы, он перевел двадцать восьмую песню из "Неистового Роланда". Этот перевод случайно попал в руки королевы, которая отругала своего крестника за то, что он развращает ее девушек и выбрал для перевода самые непристойные места поэмы. Королева выслала Харрингтона в деревню и велела ему не возвращаться ко двору, пока он не переведет всю поэму целиком. Этот перевод был издан в 1591 году.

Но больше всего Джон Харрингтон известен в наши дни тем, что он изобрел ватерклозет.

Мост Понте Веккьо

во Флоренции первоначально был занят мясными лавками. Когда герцог Козимо I Медичи (1519-1574) захотел построить себе дворец на противоположном берегу реки (по сравнению с предыдущим герцогским дворцом), он изгнал с моста мясников и пригласил сюда ювелиров. Это произошло в 1565 году.

Тайный проход

Козимо I также приказал соорудить крытый коридор через мост, который соединял бы дворец герцога (Уфицци) с домом правительства (дворец Питти). Такой проход позволял герцогу тайно перейти с одного берега реки на другой. Спроектировал и построил этот проход всего за пять месяцев знаменитый своими жизнеописаниями Вазари (1511-1574).

Три друга

Приблизительно в 1527 году в Венеции сложился любопытный кружок трех друзей: поэт Пьетро Аретино (1492-1557), художник Тициан (1489-1576) и архитектор Якопо Сансовино (1486-1570).
У Сансовино была очень красивая жена по имени Паола, которая крепко держала мужа в своих руках. У Тициана была относительно спокойная жена Цецилия, смерть которой художник очень переживал. Аретино же презирал сам институт брака и говорил, что
"в душе считает всех своих детей законными".
У Аретино были обширные связи в самых высоких кругах, он вел переписку с императором и королями, и именно благодаря его влиянию Тициан получил заказ на портрет императора Карла V, что заложило основы финансового благополучия художника.

Тинторетто измеряет Аретино

Аретино везде расхваливал талант своего друга Тициана, но едва стала расти слава Тинторетто (1518-1594), как Аретино начал злословить по поводу молодого художника и насмехаться над его бедной одеждой с заплатками.
Вскоре терпение Тинторетто лопнуло, и встретив Аретино на улице, художник предложил написать его портрет. Аретино обрадовался возможности получить бесплатный портрет кисти хорошего художника (он ведь знал, что это так!) и поспешил посетить его мастерскую. В мастерской Аретино поставил стул на возвышение и уселся в гордой позе.
Тинторетто попросил Аретино встать и подошел к нему с длинным седельным пистолетом:
"Сначала я должен измерить ваш рост".
И художник начал водить пистолетом по фигуре поэта. Через некоторое время он сказал:
"Что ж, ваш рост составляет два с половиной пистолета. А теперь пошел прочь!"
С тех пор Аретино перестал злословить по поводу Тинторетто и даже начал хвалить его картины.

Заметки об Италии. Часть V

(Продолжение следует)