Спартанцы очень трепетно относились к установлениям своих древних музыкантов и не позволяли никому хоть немного их изменять. Вот парочка примеров.
Самым знаменитым спартанским поэтом, а также известным кифаредом, был Терпандр – вы о нем, наверно, слышали. В своих стихах он прославлял подвиги героев минувших лет, и под его мелодии Спарта одержала много знаменитых побед. Но когда Терпандр захотел добиться большего разнообразия звуков и натянул на своей кифаре дополнительную струну, эфоры подвергли его наказанию, а эту кифару пробили гвоздями.
Кифаред Тимофей принимал участие в карнейском празднике в честь Аполлона, и на его кифаре было натянуто больше семи положенных струн. Тогда один из эфоров с мечом в руках подошел к нему и спросил, с какой стороны обрубить на его инструменте лишние струны.
Спартанцы любили только простые мелодии и считали, что только такие мелодии могут привести их воинов к победам.
Спартанские мужчины не носили хитонов (нижняя одежда), а круглый год обходились лишь одним гиматием (верхняя одежда из шерстяной ткани).
Спартанцы также не слишком часто посещали бани, предпочитая ходить немытыми, а общегреческий обычай натирать тело после бани маслом (растительным) считался ими верхом изнеженности. Сами они предпочитали избегать этого.
Мальчики и юноши, разделенные на возрастные категории, спали все вместе. Свое спальное место они застилали тростником, росшим у реки Эврот, и собрать этот тростник каждый должен был собственноручно, не используя никаких орудий. Прямо скажем, не самое уютное ложе. Зимой им разрешалось добавлять в свою постель растение, называвшееся ликофон, так как считалось, что оно поможет лучше согреваться.
Среди спартанских юношей существовал обычай, согласно которому старшие по возрасту могли расспрашивать младших о том, куда и зачем они ходят. Того, кто не хотел отвечать или придумывал различные отговорки, подвергали наказанию и ругали. Если кто присутствовал при нарушении этого обычая и не наказал или не выбранил нарушителя, то он должен был подвергнуться такому же наказанию, как и нарушитель. Если же наказанный мальчик возмущался наложенным на него взысканием, то наказание значительно увеличивалось.
Провинившийся и уличенный в каком-либо нарушении спартанец должен был обойти вокруг специального алтаря в городе и при этом петь песню, сочиненную ему в укор и порицание.
Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только своих отцов, но почитать и заботиться обо всех пожилых людях. При встречах они должны были почтительно уступать им дорогу или вставать при их приближении, чтобы освободить для них место. Ни в коем случае они не должны были шуметь в присутствии старших.
Если мальчик подвергался наказанию и рассказывал об этом отцу, то выслушав жалобу, спартанец обычно вторично наказывал такого жалобщика, иначе он счел бы себя опозоренным, не сделав этого.
Спартанцы должны были доверять друг другу, ибо считалось, что все граждане верны отеческим законам, и никто не прикажет детям ничего дурного.
Питание у спартанской молодежи было довольно скудным, так что юноши должны были при любом удобном случае воровать себе пропитание. Так они становились ловкими и дерзкими, обучаясь нападать на ленивых или сонных стражей.
(Продолжение последует)