Многие знают, что у спартанцев существовали совместные обеды, так называемые сисситии, присутствие на которых было обязательным для всех граждан. Менее известно, что каждого приходящего на сисситии старший, указывая на двери, предупреждал словами:
"Ни одно слово не выходит за них".
Больше всего сами спартанцы ценили на этих сисситиях свою знаменитую черную похлебку. Часто пожилые люди уступали юношам свой кусок мяса, но черную похлебку каждый съедал сам. Свою воинскую доблесть спартанцы приписывали этой похлебке.
Рассказывают, что сицилийский тиран Дионисий Старший однажды купил себе повара из Спарты и велел ему приготовить для себя эту знаменитую черную похлебку, не считаясь ни с какими расходами. Попробовав же эту похлебку. Дионисий ее с отвращением выплюнул. Тогда повар сказал ему:
"О, царь! Чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях".
На сисситиях спартанцы выпивали совсем небольшое количество разбавленного вина, а по их окончании они расходились по домам без факелов. Спартанцам вообще не разрешалось пользоваться факелами, чтобы они с детства приучались бесстрашно ходить ночью по дорогам и даже горам.
Воспитание юношей было у спартанцев направлено на то, чтобы научить их подчиняться и стойко переносить невзгоды и физические страдания. Их учили побеждать или умирать, если победа невозможна.
Грамоте юношей обучали только для воинских и бытовых надобностей. Разумеется, любовная лирика или философия к ним не относились. Все остальные виды образования в Спарте не поощрялись, а их преподаватели в страну не допускались.
Исключение делалось еще только для некоторых видов музыки и хорового пения, к которым спартанцы относились весьма серьезно. Они считали, что эти искусства могут ободрять воинов и поддерживать их боевой дух.
Содержание спартанских песен было довольно простым и однотипным. В них или прославлялись люди, благородно проведшие свою жизнь и погибшие за Спарту, или осуждались те, которые бежали с поля боя. Первых почитали как блаженных, а о вторых говорили, что они прожили жалкую и горестную жизнь.
В воинских песнях прославлялись доблести, свойственные различным возрастным группам, поэтому в Спарте было три хора, которые во время праздников и торжеств представляли определенный возраст.
Хор старцев начинал так:
"Когда-то были мы сильны и молоды!"
Их сменяли хор зрелых мужчин:
"А мы сильны и ныне.
Хочешь, попробуй сам!"
Когда доходила очередь до юношей, те заводили:
"А мы проявим доблесть даже большую!"
Тексты спартанских песен должны были побуждать воинов к мужеству в бою, неустрашимости и презрению к смерти. Боевые песни запевались под звуки флейты во время наступления на врага.
Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы сердца воинов умели биться в едином ладу с сердцами боевых товарищей под звуки знакомой мелодии. Поэтому неудивительно, что перед сражением царь первую жертву приносил Музам, моля их, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.
(Продолжение следует)