Шахматные анекдоты, вып 16. Из истории шахмат


Анекдоты № 446 от 05.04.2008 г.


В 1525 году Маркус Иеронимус [в миру – Марко Антонио Вида (1480-1566)] издал поэму "Игра в шахматы, игра приятная, мудрая и политическая", которая носит явные следы влияния Виргилия. Позднее он стал епископом города Альбы, а его поэма выдержала более 150 изданий.



Филипп Меланхтон (1497-1560) называл жизнь
"шахматной доской господа Бога, который играет фигурами князей, королей и императоров, время от времени побуждая одни фигуры сбрасывать с доски другие".



Тот же Меланхтон (а он был лютеранином) однажды заметил, что в качестве белого короля Всевышний частенько использует душу Мартина Лютера, а в качестве черного – папы Льва Х, его злейшего врага, и белые в таком случае всегда побеждают.



В 1772 году ориенталист Уильям Джонс (1746-1794) издал свои юношеские поэмы "представление Каиссы" и "Каисса, или игра в шахматы", в которых фигурирует дриада Каисса, побудившая Марса изобрести шахматы. Так возникло имя для музы шахмат.



В начале XV века в Праге был издан шахматный трактат, в котором утверждалось, что шахматная доска символизирует древний Вавилон с его стенами, башнями и воротами.



Поэт Фирдоуси ( около 935 - после 1020) в своей поэме "Шахнаме" утверждал, шахматы некие мудрецы из Индии, чтобы отвлечь царицу Першнари от мыслей о погибшем в сражении сыне.



Халиф аль-Мамун (786-833) утверждал, что он не видит особой разницы между стратегией борьбы на шахматной доске и на поле боя. Он также добавлял, что часто ему труднее одолеть противника за шахматной доской, чем в настоящем сражении.



Мусульманский историк ибн Мискавейх (936-1030) в одном из своих трудов раскритиковал персидского полководца Бахтияра, за то, что в одном из сражений тот расположил свою конницу перед пехотой:
"Если бы он умел играть в шахматы, то никогда не допустил бы столь нелепой ошибки".



В 1815 году шахматы были введены как обязательный предмет в Королевской военной академии Дании.



Византийский историк XII века Иоанн Зонара был также видным специалистом в области канонического права. В этом качестве он запретил играть в шахматы всем лицам духовного звания под страхом отлучения от церкви, а потом расширил этот запрет и на всех остальных подданных Империи.



(Продолжение следует)