Сальвадор Дали: фрагменты жизни, размышлений о творчестве и афоризмы, вып. 5


Анекдоты № 420 от 06.10.2007 г.


В течение десяти лет Дали проводил сравнительный анализ значимости различных художников по таким параметрам как техника, талант, композиция, рисунок, вдохновение, цвет, оригинальность, тайна и подлинность. Каждый параметр оценивался от 0 до 20 баллов. В результате его анализа выделилась группа из четырех художников, которая лидирует с большим отрывом от остальных живописцев:
Вермеер Дельфтский – 179 баллов;
Рафаэль – 176 баллов;
Веласкес – 173 балла;
Леонардо да Винчи – 168 баллов.
Остальные художники, в том числе и сам Дали, следуют в данном списке на почтительном расстоянии от этой четверки.



Кратким комментарием к этому списку могут послужить высказывания Дали о некоторых художниках из этого списка.



«Рафаэль – вот подлинный художник будущего, настоящий футурист, если слово это означает, что с течением времени сила воздействия такого искусства будет увеличиваться».



«Благодаря Веласкесу я понял, что такое свет, как надо писать и какова может быть роль зеркал; этому не научили бы меня и горы специальной литературы. Веласкес – неиссякаемое сокровище в области математики и точных наук».



«Леонардо да Винчи доказал, что живопись превыше всех искусств, потому что она обращается к самому благородному и возвышенному из наших органов – глазу».



Интерес представляет высказывание Дали о сравнительной ценности различных видов искусства:
«В противовес расхожему мнению, кинематограф бесконечно беднее и ограниченнее в выражении реального хода мысли, чем писание, живопись, скульптура и архитектура. Ниже него находится только музыка, духовная ценность которой, как каждому известно, равна примерно нулю».



Скандал вызвали и иллюстрации Дали к «Божественной комедии» Данте. Дали часто приходилось отвечать на различные вопросы об этих иллюстрациях, и однажды он дал такое пояснение к своим гравюрам:
«Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил Ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто Ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский Ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты... ведь у них ангельский коэффициент вязкости».



Когда Дали спросили, почему он верит в существование ангелов, художник ответил:
«Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверностью. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле».



Завершая подборку сюжетов о Сальвадоре Дали, хочется привести его высказывание, которое можно отнести ко всем лицам творческих профессий:
«Не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь!»