С Новым годом, уважаемые читатели!
В этом выпуске нашими гостями станут русские писатели "Серебряного века".
А. Белый и чёрный кот
А. Белый был феноменально рассеян. Однажды он надел на свою голову черного кота, лежавшего в передней на вешалке.
Обычно он смотрел не на человека, а как бы сквозь человека.
В. Иванов и молодые поэты
Вячеслав Иванов был очень внимателен к стихам тех молодых поэтов, которых он выделял. Он строго разбирал стихи, останавливаясь буквально на каждой строчке, но при этом исходил из намерений автора, учитывал его поэтическое своеобразие и не навязывал свою манеру.
Союз поэтов
В 1920 году в Москве организовался Союз поэтов. Его председателем стал В. Брюсов. А. Белый сравнивал Брюсова с Иваном Калитой, так как Брюсов хотел взять на учет и организовать всех русских поэтов. Он считал себя самым знающим, самым ученым из поэтов, естественным и признанным хранителем поэтической культуры.
Ёжик
Одно из стихотворений Блока посвящено "Григорию Е." Это был ёж по имени Григорий.
Пяст в коридоре
После революции Пяст (Владимир Алексеевич Пестовский) жил ужасно. Весь свой паек он отдавал оставленной семье, жене и детям, а сам был вечно голодным и оборванным. Он мог ночами бродить по коридору в Доме искусств, в одной из комнат которого жил, и декламировать стихи громким воющим голосом. Или по утрам будил соседей и рассказывал им о видениях, которые тревожили его больной ум. Он и сам называл себя "безумным Пястом".
Наставник Брюсов
Брюсов требовал от своих учеников умения владеть строгими каноническими формами стиха, такими как сонет, триолет и другими. Он говорил своим ученикам:
"Вдохновение может прийти и не прийти, а уметь писать вы обязаны. Вот чернильница. Я не спрашиваю вас о вдохновении, а написать грамотное стихотворение о чернильнице вы можете!"
Если кто-нибудь роптал, он сухо говорил:
"Вы не стихи пишете сейчас, вы решаете задачу на стихосложение. Техника нужна для того, чтобы владеть всеми своими силами, когда придут к вам настоящие стихи".
Такой подход к стихам был совершенно чужд Блоку. Он не отрицал технического умения, но не ставил его во главу угла. Блок утверждал:
"Стихи пишутся иначе! Талантливый человек, может быть, и в студии уцелеет, а бездарного совсем собьют с толку".
"Аониды"
По лестнице спускается Мандельштам и бормочет:
"Зиянье аонид, зиянье аонид..."
Сталкивается с Павлович:
"Надежда Александровна, а что такое "аониды?"
[Аонидами иногда иносказательно называли муз. В XVIII веке в Европе выходили ежегодные альманахи, которые еще называли аонидами или календарями муз. По их подобию в конце XVIII века Карамзин выпустил три тома сборников под названием "Аониды, или собрание разных новых стихотворений". - прим. Ст. Ворчуна]
Жильцы Дома Искусств
В начале зимы 1921 года в Доме искусств, на углу Невского и Мойки, жили: Мариэтта Шагинян с мужем, дочкой и сестрой, Шкловские, Аким Волынский, Пяст, Вс. Рождественский, Александр Грин, сестра Врубеля, Султанова, Мандельштам, чуть позже Ольга Форш с детьми и художница Щекотихина.
А. Грин
А. Грин был мрачен. В длинном черном сюртуке смахивал на факельщика. В быту он был хозяйствен и все умел. Разговаривать о литературе он не любил. В обращении был несколько суров.
Прогресс в поэзии
Зимой 1921 года Блок сидит возле натопленной печи, все-таки зябнет, и медленно и раздельно говорит:
"Эсхил хуже Гомера. Данте хуже Эсхила. Гёте хуже Данте - вот вам и прогресс".
(Продолжение следует)