Не для тебя, Господи...
Клаудио Монтеверди был в свое время изгнан из Мантуи и поселился в Венеции. Он возглавил капеллу св. Марка, сочинял музыку для исполнения в церкви и постоянно музицировал сам. Но не забывал он и про оперу, создавая большое количество произведений для заказчиков из разных городов. Это, конечно, отражалось и на его церковной музыке, но успех его опер был так велик, что священники многих церквей без зазрения совести брали музыку Монтеверди из различных опер, подставляли в нее религиозные тексты и исполняли во время различных богослужений.
Однажды Монтеверди забрел в одну такую церковь и услышал знакомые мелодии одной из своих опер.
Музыкант удивленно стал молиться:
"Прости меня, Господи, но не для тебя я все это сочинял..."
Смирение Люлли
Священники неодобрительно относились к сочинениям Люлли и часто называли их "дьявольской музыкой".
Однажды его духовник дошел до того, что согласился дать ему отпущение грехов только при условии, что он сожжет все написанное для новой оперы "Ахилл и Поликсена". Люлли смиренно подчинился требованию духовника и передал ему партитуру, которую тот и сжег с великим наслаждением.
Один из высокопоставленных покровителей композитора узнал об этом и стал его укорять:
"Батист, что я слышу! Говорят, что ты поверил поповским бредням и сжег свою новую оперу?"
Композитор шепотом ответил:
"Тихо, мсье, успокойтесь, у меня есть копия партитуры".
Куперен и карты
Когда Франсуа Куперен стал придворным музыкантом, он должен был выполнять довольно строгие правила придворного этикета. Среди этих обязанностей были и высочайшие приглашения к карточному столу. Куперен же вежливо, но вместе с тем твердо, отклонял все приглашения:
"Помилуйте, я же не могу отличить валета от короля!"
Либретто из протокола
Жана Франсуа Рамо стали упрекать за то, что он пользуется услугами плохого либреттиста, на что композитор ответил:
"Дайте мне любой официальный документ, и я сделаю из него оперу".
Рамо перед смертью
К умирающему Рамо пришел духовник, чтобы отпустить ему грехи и наставить на путь праведный. Композитор долго тихо лежал, а потом прошептал:
"Святой отец, я плохо понимаю, что вы поете, но слышу, что вы фальшивите".
Паганини и король
Английский король Георг IV согласился уплатить за концерт Паганини только половину требуемого им гонорара. Знаменитый скрипач вспылил:
"Его Величество может послушать меня и за еще меньшую сумму, если посетит один из моих публичных концертов!"
Слишком поздно!
Однажды Даниель Обер признался Вагнеру, что он тридцать лет писал музыку, прежде чем понял, что совершенно лишен таланта. Вагнер скорее утвердительно сказал:
"После этого вы, конечно, перестали сочинять музыку?"
Обер тяжело вздохнул:
"Увы, это было совершенно невозможно, так как я стал слишком знаменит!"
Мимо ушей
Обер не любил разговоров о смерти. Об этом все знали и старались при нем не затрагивать эту тему. Один из знакомых решил подколоть композитора:
"Ведь когда-нибудь пробьет и ваш час!"
Обер хладнокровно ответил:
"Ничего страшного, я пропущу это мимо ушей".
(Продолжение следует)