Уважаемые читатели!
Это не первая подборка анекдотов о знаменитых музыкантах. Но только недавно я обратил внимание на то, что они не имеют своих номеров. А некоторый запас подобных историй у меня еще есть. Так что предлагаю вашему вниманию подборку
Глазунов и молодой композитор
Композитор Александр Глазунов обычно очень терпеливо относился к молодым композиторам и часто помогал им своими советами. Но одно юное дарование так допекло композитора своими бездарными творениями, что Глазунов не выдержал:
"Милостивый государь! Создается такое впечатление, что у вас нет выбора: или надо сочинять музыку, или идти на виселицу?"
Дорошевич и скрипач
Известный журналист Влас Дорошевич сильно невзлюбил одного известного скрипача, назовем его г-н N. Однажды Дорошевич был вынужден писать рецензию о концерте, на котором не смог присутствовать. В рецензии он написал и такую фразу:
"По обыкновению плохо играл г-н N".
Скрипач на следующий день прислал в редакцию газеты возмущенное письмо, в котором указывал, что во вчерашнем концерте он не играл, и потребовал официальных извинений от газеты. На следующий день появилось опровержение, подписанное Дорошевичем:
"В нашей вчерашней рецензии было ошибочно указано, что плохо играл г-н N. Оказывается, вчера играл не г-н N, а другая бездарность".
Музыка ученика
Римскому-Корсакову как-то сказали, что музыка одного из его учеников напоминает сочинения Бородина. Композитор спокойно ответил:
"Когда о музыке говорят, что она что-то напоминает, то это не страшно. Дела плохи, если музыка ни на что не похожа!"
Рубинштейн в Вене
Когда Антон Рубинштейн гастролировал в Вене, он столкнулся с очень скупым антрепренером. Переговоры об оплате концертов сильно затягивались, и тогда Рубинштейн заявил:
"Хорошо! Я согласен получить половину обычной суммы, но и играть буду вдвое тише обычного!"
Глюк и Ларриве
На репетиции оперы "Ифигения в Авлиде" композитор Глюк вслух отозвался о грузной фигуре певца Ларриве. Певец добродушно ответил композитору:
"Маэстро! Немного потерпите: ведь вы еще не видели меня в костюме. В костюме я неузнаваем".
На первой же костюмированной репетиции Глюк закричал из зала:
"Ларриве! Я вас узнал!"
Бизе и директор театра
До премьеры оперы Бизе "Искатели жемчуга" оставалось всего две недели, а либретто оперы было еще не завершено: никак не придумывался подходящий финал. Директор театра в раздражении высказался:
"Пусть все горит синим пламенем!"
Так возникла идея пожара в финале, на которую Бизе написал замечательную музыку.
Гете и Бетховен
Как-то Гете, занимавший высокие правительственные посты в Веймаре, и Бетховен прогуливались по парку. Встречные гуляющие любезно и подобострастно им кланялись. Раздраженный поэт обратился к композитору:
"Эти бесконечные поклоны мне ужасно надоели".
На что Бетховен спокойно заметил:
"Не сердись! Может быть, они немного кланяются и мне".
Вебер и Бетховен
Законченную партитуру оперы "Волшебный стрелок" Вебер показал Бетховену, который ознакомился с произведением и посоветовал в письме Веберу больше не писать опер. Вебер был задет и при встрече спросил у Бетховена, неужели его музыка так слаба. Бетховен ответил:
"Наоборот, музыка совершенна. Я считаю, что лучшей просто уже невозможно сочинить".