Оценка Диогена
Однажды в Афинах выступал заезжий музыкант, но играл он настолько плохо, что все присутствующие громко выражали свое возмущение. Громко одобрил игру музыканта лишь один Диоген. Соседи поинтересовались у него:
"Неужели тебе понравилась игра этого скверного музыканта?"
Диоген ответил:
"Конечно же, нет! Но я похвалил его за то, что, будучи плохим музыкантом, он все же играет, а не идет воровать".
Александр учится
Александр Македонский в ранней юности среди прочих предметов обучался и игре на кифаре. Однажды учитель поправил его и указал струну, по которой надо ударить, как того требовала мелодия. Александр указал на другую струну и спросил:
"А что изменится, если я ударю по этой?"
Учитель ответил:
"Для того, кто готовится управлять царством - ничего, но много для желающего уметь играть искусно".
Возможно, этот преподаватель хорошо знал о судьбе Лина. Я напомню его историю...
Учитель Геракла
Сын Аполлона и искусный музыкант Лин был приглашен для того, чтобы обучать игре на кифаре Ификрата и Геракла. Ификрат был спокойным учеником, а с Гераклом - сплошные хлопоты. Однажды Лин сделал Гераклу замечание за неверное выполнение упражнения. Геракл рассердился на учителя и убил его ударом плектра.
Правда, по другой версии, Лина убил его отец Аполлон, когда сын превзошел его на музыкальных состязаниях.
Дружба дружбой...
Однажды на Пифийских играх блюститель амфиктионов Каллистрат не допустил к участию в соревнованиях одного флейтиста. В этом не было бы ничего необычного, если бы этот флейтист не был согражданином Каллистрата, более того, он был его другом. Но друг нарушил устав состязаний, так как записался на состязания после назначенного времени.
Однако на вечерний симпосий, положенный на таких состязаниях, Каллистрат привел своего друга во всем убранстве, принятом на состязаниях, и в сопровождении хора. А флейтист на симпосии продемонстрировал свое высокое искусство игры.
Об ушастых совах
Древние греки верили, что ушастых сов пленяют танцами. Они считали, что вид танцев так восхищает птиц, что они сами, подражая танцующим, начинают поводить плечами в ту и другую сторону.
А почему это я только о совах?..
Музыка и животные
Древние греки считали, что музыка чарует многих животных. Например, оленей чаруют звуки свирели, а покрываемым кобылам внушают охоту исполнением мотива, который называют конебрачным. Великий Пиндар написал о дельфине, который
"...над неколеблемой водной гладью
Стан подъемлет свой гибкий, напевом
Очарованный сладостным нежной цевницы".
Так что не совсем прав был Аристотель, когда утверждал, что зрительные и слуховые удовольствия свойственны только человеку.
Один лаконец,
попал в Афины во время постановки новых трагедий. Он увидел широкие приготовления хорегов и усердие соревнующихся хородидаскалов. Все это очень поразило лаконца, и он заметил, что не в здравом уме тот город, который вносит в игру столько серьезности. По другой версии, он якобы сказал, что афиняне совершают ошибку, предаваясь забаве с таким усердием, то есть он имел в виду, что эти деньги вместо театра следовало потратить на флот и войско. Впрочем, это мог сказать и другой лаконец.
[Примечания Старого Ворчуна.
Хорег - человек, нанимавший за свой счет хор для постановки трагедии.
Хородидаскал - человек, который разучивал с актерами хора их партии.]
Сократ и танцы
Ксенофонт в своем "Пире" сообщает, что Сократ приравнивал танцы к гимнастическим упражнениям, а так же и сам танцевал. Плутарх же пишет, что Сократ считал танцы видом упражнений, не лишенном приятности.