Семь мудрецов Древней Греции, вып. 2. Питтак из Митилены


Ворчалка № 357 от 29.01.2006 г.


Древних авторов Питтак интересовал прежде всего как один из семи мудрецов. Они цитировали его изречения или выдумывали их за него в своих сочинениях, а сведения о его жизни и личности подавались очень скупо. Из сообщения Диогена Лаэртского мы узнаем, что Питтак умер в 3-й год 52-й олимпиады, прожив более 70 лет, следовательно, он жил во второй половине VII и первой трети VI вв. до Р.Х.



Только Аристотель из сохранившихся сочинений древних греков уделил Питтаку некоторое внимание и выбрал его для иллюстрации такого вида правления как эсимнетия. Выбрал он его, потому что Питтак был хорошо известен в древней Греции. Вначале поясню, что эсимнетия это такой вид единоличного правления, когда народ как носитель верховной власти сам добровольно вручает эту верховную власть одному человеку. Такая власть вручается на какой-то определенный срок (хотя известны случаи и пожизненной эсимнетии) или для решения определенной задачи. Обычно срок эсимнетии не превышал десяти лет. Эсимнет мог единолично принимать самые ответственные решения, но в рамках существующих законов. О наследовании власти также говорить не приходилось.



Как же Питтак дошел до единоличного правления, если сам он происходил из не слишком знатного рода?



В VII веке до Р.Х. Митилены на Лесбосе вступили в период ожесточенных гражданских смут. Во второй половине этого века была свергнута олигархическая власть рода Пефелидов и между ведущими аристократическими семействами разгорелась борьба за власть. В этих условиях верховную власть захватил некий Меланхр, которого древние авторы называют первым тираном Митилен.

В борьбе с тиранией Меланхра объединились различные слои населения города. Здесь Питтак выступал вместе с аристократическим семейством, к которому принадлежал поэт Алкей с братьями. Соединенными усилиями Меланхр был смещен и убит примерно в 610 году до Р.Х.

Когда же Меланхра сменил Мирсил, позиция Питтака через некоторое время изменилась, и он выступил на стороне тирана, за что его резко осудил в своих стихах Алкей. Про правление Мирсила мало что известно, кроме того, что оно носило антиаристократический характер. Сами аристократы в то время находились в изгнании в лесбосском городе Пирре.



Примерно в это же время Питтак завоевал большую популярность среди своих соплеменников, когда возглавил митиленское войско в борьбе с афинянами за Сигей и Ахиллий. Эти поселения находились долгое время под контролем Митилен, но в период смут они перешли к Афинам. Афинскими войсками командовал олимпионик [олимпийский чемпион] в пятиборье Фринон. Борьба шла с переменным успехом, и Питак вызвал Фринона на единоборство, чтобы таким образом решить исход компании. Во время поединка Питтак набросил на своего соперника сеть, спрятанную за щитом, и убил его. Контроль над спорными территориями на время перешел к Митиленам, а Питтак обрел на своей родине огромную популярность. Но война на этом не закончилась, стала нести затяжной характер, и воюющие стороны решили прибегнуть к посредничеству третейского суда во главе с Периандром. Периандр решил, что Сигей следует передать Афинам, а Ахиллий оставить за Митиленами.



Мирсил правил около десяти лет, и его смерть Алкей встретил с большим восторгом. Изгнанные аристократы вернулись на родину, надеясь добиться верховной власти. Но тут они с изумлением увидели, что огромным авторитетом в городе пользуется ненавистный им Питтак. В развязанной политической борьбе аристократы были снова изгнаны, а Питтак при полном одобрении народа был избран эсимнетом. Главной задачей перед ним была поставлена борьба против возвращения на родину аристократов и уничтожения их политического влияния. С этой задачей Питтак прекрасно справился, так что несмотря на проклятия Алкея влияние знатных семейств было полностью уничтожено. Часть аристократов, в том числе и сам Алкей, получили прощение Питтака и смогли вернуться на родину частными лицами, но никакого влияния они уже не имели. Остальные митиленские изгнанники рассеялись по всей Элладе.



Известно, что Питтак составил первые писанные законы Митилен, но о содержании этих законов древние авторы сообщают крайне скупо. Известно только, что Питтак ввел в своих владениях закон, который древние считали очень суровым:
"Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого".
Он считал, что граждане не должны напиваться из-за того, что на острове производится очень много вина.



Наведя порядок в государстве, Питтак сложил с себя верховную власть, после чего прожил еще десять лет. Митиляне выделили ему надел земли, но Питтак посвятил ее богам. А Сосикрат утверждал, что Питтак все же выделил себе из этой земли крохотный участок со словами:
"Половина - больше целого!"



Уже современники отнесли его к числу семи мудрецов.



Перейдем теперь к сохранившимся свидетельствам древних о Питтаке.



Поэт Алкей среди прочего упрекал Питтака в том, что тот занимается позорным рабским трудом, таким как молотьба или выпечка хлеба, а народная песня даже называла Питтака царем и тоже говорила:
"Мели, мельница, мели:
Так ведь мелет и Питтак,
Царь великих Митилен!"
Но философ Клеарх пояснял, что Питтак молол зерно вместо занятий гимнастикой.



Рассказывают, что царь Амазис послал Питтаку жертвенное животное, попросив мудреца вырезать и прислать обратно лучшую и худшую часть его. Питтак недолго думал и отослал царю язык жертвы. За это наш мыслитель удостоился в древности восхищения и множества всяких похвал.

Следует, правда, заметить, что схожие предания сохранились о Бианте, Эзопе, Солоне и Фалесе.



Питтаку также приписывают ответ на вопрос о том, что он видел самое удивительное в мире. Он ответил:
"Тирана в старости!"



На пиру однажды зашел разговор и животных, и, говоря о них, Питтак в шутку заметил:
"Из диких [животных] хуже всех тиран, из домашних - льстец".
Замечание было сделано в шутку, потому что пир шел в доме митиленского тирана Мирсила, с которым Питтак тогда уже дружил.



Когда же народ предложил Питтаку единоличную власть эсимнета, он сказал:
"Трудно быть хорошим [для всех]".



Когда Алиатт (царь Лидии и отец известного Креза) прислал жителям Лесбоса надменное письмо с каким-то требованием, Питтак в ответ посоветовал царю есть лук да теплый хлеб (т.е. проливать слезы).



Когда Крез прислал ему денежный подарок, Питтак от него отказался, сказав, что у него денег и так вдвое больше, чем ему хотелось бы. Дело в том, что он унаследовал состояние своего брата, умершего бездетным.



Сын Питтака, Тиррей, был убит в Киме кузнецом, когда он сидел у цирюльника. Граждане Кимы прислали убийцу Питтаку, но тот простил его со словами:
"Лучше простить, чем раскаяться", -
и отпустил домой.



Поэт Алкей был политическим противником Питтака и всячески обзывал его в своих стихах. Вот несколько наиболее характерных примеров.
Алкей называл его "плосконогим" из-за плоскостопия Питтака, который подволакивал ногу.
У Питтака на ногах были трещины, называемые "разлапинами", и Алкей называл его "лапоногим".
Алкей считал Питтака чрезмерно тщеславным и называл его за это "прыщом".
Из-за своего телосложения Питтак удостоился эпитетов "пузан" и "брюхан".
Питтак жил так скромно, что даже обходился в своем жилище без светильника, и получил от Алкея прозвище "темноеда".
Питтак не любил щеголять в новых и богатых одеждах, и Алкей обзывал его "распустехой".



Да, невозможно угодить своим врагам, но когда Алкей попал в руки Питтака, тот его отпустил его со словами:
"Лучше простить, чем мстить".



Поэт Симонид напоминает один из заветов Питтака:
"Истинно добрым трудно стать - завет Питтака".



Платон в "Протагоре" приводит следующие слова Питтака:
"С неизбежностью и боги не спорят", -
а также и другое:
"Человека выказывает власть".



На вопрос о том, что лучше всего, Питтак ответил:
"Хорошо делать, что делаешь".



Когда Крез спросил Питтака, какая власть всего сильней, он ответил:
"Та, что резана на дереве".
Он имел в виду законы.



Победы, говорил Питтак, должны быть бескровными.



Один фокеец по какому-то поводу сказал, что надо отыскать дельного человека. Питтак на это возразил:
"Если искать с пристрастием, то такого и не найти".



Питтак говорил:
"Дело умных, предвидеть беду, пока она не пришла; дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла".



Питтак советовал:
"Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют. Неудачей не кори - бойся того же себе".



(Продолжение следует)