Семь мудрецов Древней Греции, вып. 1. Фалес Милетский


Ворчалка № 344 от 30.10.2005 г.


Начиная цикл очерков о мыслителях Древней Греции, которых называю семью мудрецами, я немного лукавлю. Во-первых, в 34-м выпуске Ворчалок я уже давал очерк о Солоне, который, несомненно, входит во все перечни семи мудрецов. Во-вторых, единого списка семи мудрецов не существовало даже у древних греков. Большинство древних авторов сходилось на четырех безусловных фигурах - Фалес, Питтак, Биант и Солон. Остальных трех предстоит избрать из довольно обширного списка: Мисон, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Аристодем, Памфил, Пифагор, Леофант, Эпиминид, Ферекид, Лас Гермионский, Анаксагор, Орфей, Лин и Эпихарм. Неплохой список получается! Впрочем, к нему можно добавить еще несколько имен, но я не буду стремиться к такому расширению списка. Моя задача - дать краткое представление о наиболее значительных древних мыслителях, которые подпадают в список подозреваемых, то есть - семи мудрецов. Начну с Фалеса Милетского.



Сведения о его жизни довольно скудны и противоречивы и большинство из них носит анекдотический характер. Считается, что он родился в 1-й год 39 олимпиады (по некоторым данным в 35-ю олимпиаду), а умер в 58-ю олимпиаду в возрасте 78 или 76 лет лет, т.е. по нашему летоисчислению это приходится на годы от 624 по 548 до Р.Х. Происходил он из древнего милетского рода, но и этот факт подвергается сомнению. По одной версии его род имел финикийские корни, по другой - он сам был в городе пришельцем. Но как бы там ни было, свой Милет Фалес сумел прославить.



Какое-то время он исполнял положенные обязанности гражданина, но потом покинул государственную службу и занялся изучением природы.



Уже такие древние авторы как Аристотель, писавший о Фалесе, не имели списков его сочинений, черпали свои сведения о нем и его учении из вторых рук, а потому и расходились в том, что же он собственно написал. Ему твердо приписывают два труда, "О солнцестоянии" и "О равноденствии", а остальные сведения о достижениях Фалеса известны только в пересказах или извлечениях, но часто без указания источника. Поэтому мне придется ограничиться простым и кратким изложением того, какие же достижения приписывали Фалесу древние, чтобы понять, почему его безоговорочно причисляли к числу семи мудрецов.



Фалес одним из первых в Греции (если не первым) стал серьезно заниматься астрономией на научной основе, и многие даже приписывали ему труд под названием "Судоводная астрономия". Впрочем, авторство Фалеса в написании этой книги часто ставилось древними греками под сомнение.



Учился Фалес в Египте у жрецов, о чем сообщает Иероним Родосский. В Египте Фалес поразил жрецов тем, что сумел точно вычислить высоту пирамид. Он дождался момента, когда длина тени человека становится равной длине его тени, и тогда измерил длину тени пирамиды. Вот и весь фокус. О подобии треугольников греки тогда еще ничего не знали, хотя Плутарх и пытался объяснить решение этой задачи Фалесом с помощью создания подобных треугольников из шестов.



Рассказывают, что Фалес научился определять расстояние от видимого корабля до гавани Милета.



Также Фалес занимался изучением движения Солнца и Луны. Он первым изучал путь Солнца среди неподвижных звезд, научился вычислять время от солнцестояния до солнцестояния и дни равноденствий. Фалес первым нашел, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть лунного пути. Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отраженным светом.



Он разбил небесную сферу, как и мы, на пять зон, и ввел календарь, по которому год состоял из 365 дней. Год он делил на 12 месяцев по 30 дней, а пять дней оставались выпадающими, как и в Египте.



Каллимах приписывал ему честь открытия созвездия Малая Медведица:
"В небесной колеснице он открыл звезды,
По коим финикийцы правят путь в море".
Ведь финикийские мореходы ориентировались именно по Малой Медведице в отличие от греков, для которых путеводной была Большая Медведица.



Геродот также восхвалял Фалеса за то, что он точно предсказал солнечное затмение во время войны между Лидией и Мидией 22 мая 585 г. до Р.Х. Это затмение так поразило воюющих, что они поспешили заключить мирный договор.

Фалес считал, что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна. Лунные же затмения происходят тогда, когда Луна попадает в тень от Земли.



Поэт Херил и ряд других авторов утверждали, что Фалес первым объявил человеческую душу бессмертной. А Аристотель утверждал, что Фалес приписывал душу даже неодушевленным предметам, ссылаясь на магнит и янтарь.



По одной из версий, Фалес был провозглашен первым из "семи мудрецов". Это случилось в 582 г. до Р.Х. Существует множество рассказов о том, как путешествовал по всей Элладе некий треножник, как дар самому мудрому из греков, и я не буду пересказывать все версии. Но до этого признания не все в жизни Фалеса шло гладко.



Заниматься исключительно астрономией и изучением природы Фалес начал в зрелом возрасте, и он был первым известным нам греком посвятившем весь свой досуг науке, а не извлечению прибыли. Вначале он встречал со стороны своих сограждан недоуменные взгляды и насмешки. Но один случай резко переменил отношение жителей Милета к Фалесу. Как-то весной Фалес по одному ему известным признакам предположил, что урожай маслин в этом году будет большим. Он по низкой цене взял в наем все свободные маслодавильни в Милете и на Хиосе, а когда его прогноз оправдался, он с большой выгодой перепродал все давильни. Так он доказал, что и из научных занятий можно извлечь практическую пользу.



Ну а когда Фалес правильно предсказал солнечное затмение в 585 году до Р.Х., то его слава прогремела по всей Элладе.



О политических деяниях Фалеса нам известно немного. Он был сторонникам некоего объединения ионийских (типа конфедерации) полисов перед лицом внешней угрозы, которая возникала сначала со стороны Лидии, а потом Персии. Фалес предлагал созывать союзный совет на Хиосе, как в наиболее удобном для союзных дел месте.

Оценивая внешние опасности, Фалес считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии. Он помогал Крезу в его войне с персами, в частности, он помог армии Креза переправиться через реку Галис, порекомендовав прорыть длинный водоотводный канал, как бы второе русло реки, что значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Но он же резко выступил против заключения союза милетян с Крезом, и тем спас город после победы Кира.



Значительны достижения Фалеса и в геометрии. Он установил:
равенство вертикальных углов;
равенство двух треугольников с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней;
равенство углов у основания равнобедренного треугольника;
равенство частей круга, разделенных диаметром.



Когда же ему удалось вписать в круг прямоугольный треугольник, Фалес принес в жертву богам быка.



Аристотель в своей "Метафизике" отмечает, что Фалес первым начал заниматься философией и первоосновой всего полагал воду:
"Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничего не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... [Так вот, кто, оказывается, сформулировал закон сохранения материи! А то все - Ломоносов, Лавуазье... А они лишь жалкие эпигоны. - Прим. Ст. Ворчуна] Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, Фалес - родоначальник такого рода философии - считает ее водою".



Фалес также считал, что плоская Земля плавает в некоей "божественной" воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.



Диоген Лаэртский также писал о Фалесе:
"Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств".



Известны как минимум три довода Фалеса в пользу такой точки зрения:
1) семя всего живого обладает влажностью;
2) все растения и животные питаются влагой, растения приносят при этом свои плоды, а лишенные влаги, они (и животные, и растения) погибают;
3) даже огонь Солнца и прочие светила питаются испарениями влаги.



Из высказываний, приписываемых Фалесу, приведу парочку:
"Многословие вовсе не является показателем разумного мнения".
"Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".



Некоторые анекдоты о жизни Фалеса я приводил в 4-м, 5-м, 6-м и 258-м выпусках "Исторических анекдотов от Старого Ворчуна". Повторяться мне не хочется. Добавлю к этому я немного.



Фалес будто бы утверждал, что за три вещи он благодарен судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Позднее это изречение стали приписывать Сократу.



Когда Фалеса спросили, что возникло раньше, ночь или день, он ответил, что ночь - на один день раньше. Он подразумевал, что до создания мира царила ночь.



Фалес в своем учении утверждал, что между жизнью и смертью нет особой разницы. Тогда его спросили:
"Почему же ты не умираешь?"
Фалес ответил:
"Именно поэтому".



Умер Фалес в преклонном возрасте, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и жажды. На его гробнице высекли следующую надпись:
"Эта гробница мала, но слава под ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес".



(Продолжение следует)