Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу, вып. 1. Начало Западного Чжоу


Ворчалка № 325 от 19.06.2005 г.


Первой династией в Китае считается Ся, правившая с 2205 по 1766 гг. до Р.Х.
Ей на смену пришла династия Шан, царствовавшая с 1775 по 1123 гг. до Р.Х. Основателем этой династии был некто по имени Тан, чьим наставником был мудрый И Инь, о котором Мэн-цзы пишет, что тот был простым крестьянином. Тан же узнал о достоинствах И Иня и убедил его поступить к себе на службу. И Инь осознал необходимость свержения династии Ся, убедил в этом Тана и помог ему осуществить этот план.

И Инь был первым министром при Тане и двух его преемниках, правивших четыре и два года, но следующий правитель, Тай Цзя,

"нарушил установления Тана".
Тогда И Инь сместил правителя. Три года после этого Тай Цзя
"внимал И Иню, слушая его наставления",
а когда он раскаялся в своих ошибках, И Инь вернул ему трон.

По другой версии, И Инь свергнул Тай Цзя, который семь лет был в ссылке, но потом бежал, поднял восстание, убил И Иня и вернул себе трон.



Династии Шан наследовали династии Западная Чжоу (1122-771 гг. до Р.Х.) и Восточная Чжоу (770-256 гг. до Р.Х.). Вначале столица находилась на западе, на территории современной провинции Шэньси, а потом ее перенесли на восток, в район современного Лояна, отсюда и соответствующие названия. Период Восточного Чжоу еще делится на период "Весны и Осени" (771-464 гг. до Р.Х.) и период Борющихся царств (464-222 гг. до Р.Х.).



Самой ранней исторической фигурой при становлении дома Чжоу является "древний гун" Дань-фу, который также известен как "правитель Тай" или Тай-ван, хотя титул ван он носить не мог никак, но в сохранившихся книгах он чаще всего именуется именно так.
Тай-ван возглавлял свое племя, которое подвергалось сильному давлению со стороны соседей, и вывел его на равнину Чжоу (по имени которой и стали именовать этот народ и его правителей), где построил город у подножия горы Ци в 80 милях от современного Сианя и обнес его земляным валом. Это был первый город данного народа, т.к. в "Ши цзин" говорится о том, что у чжоусцев не было домов, когда Тай-ван был еще молод.



В Китае тогда правила династия Шан (другое часто употребляемое название Инь), и китайцы смотрели на чжоусцев как на варваров, но вероятно, что процесс китаизации чжоусцев начался еще при Тай-ване, ибо он построил город по образцу и подобию шанских городов.



Примерно через сотню лет после этого У-ван, правнук Тай-вана,
"повел князей западных варваров на Инь",
как сообщается в "Бамбуковых книгах".



Тогда же начался и процесс борьбы Чжоу с империей Шан, о чем находятся упоминания в таких памятниках, как "Ши цзин".
По одной из версий подлинным первым правителем Чжоу был сын Тай-вана, Цзи-ван, которого восхваляют за
"добродетель и гармонию с братьями".
И все. Маловато для правителя будет.



В это время в Шан правил царь У-дин (1324-1266 гг. до Р.Х.), и шанцы и чжоусцы враждовали между собой, но вскоре они примирились. Тогда У-дин взял себе в жены чжоускую принцессу и пожаловал чжоускому правителю земли в удел.



По другой версии Цзи-ван женился на шанской принцессе и от этого брака родился знаменитый Вэн-ван, которому и был вручен Мандат Неба на свержение династии Шан.



Однако ряд источников изображает Вэн-вана поборником непоколебимой верности шанской династии.
Следует учитывать, что победители всегда редактируют источники в соответствии со своей официальной идеологией, т.к. что следует удивляться не наличию противоречий в источниках, а то, что разные версии дошли до нашего времени.



Официально Вэн-ван ваном не являлся, но он был основателем династии Чжоу, и именно ему был вручен Мандат Неба. В "Шу цзин" говорится, что
"небо величественно приказало Вэнь-вану покончить с сильной Инь и принять его Мандат".
Это произошло потому, что порочность Шан стала вопиющей, и откладывать кару Небес (свержение правителя и его казнь) было уже невозможно. Очень удобная идеология, которая всегда и все может объяснить.



Но Вэн-ван не сумел сделать этого, поэтому мы с вами, уважаемые читатели, считали бы, что Вэнь-ван потерпел неудачу, но китайцы так не считают. Они упорно на протяжении веков и тысячелетий отдают предпочтение Вэнь-вану перед другими правителями Чжоу и в первую очередь перед У-ваном, действительно сокрушившем династию Шан.
Почему? Китайцы объясняют это тем, что именно Вэнь-ван принадлежит основная заслуга в крушении династии Шан, т.к. он консолидировал власть в Чжоу, создавал альянсы и громил врагов. В результате он создал такое государство, которое смогло сокрушить династию Шан и захватить власть над всей Поднебесной.
В "Ши-Цзин" об этом говорится коротко:
"Вэнь-ван открыл путь потомкам; У-ван исполнил предназначение, покорив и уничтожив Инь".



Следует заметить, что теорию о Мандате Неба создали и активно внедряли именно правители дома Чжоу, и их можно понять, ведь они должны были обосновать законность своего захвата власти в Поднебесной. Но о Мандате неба я расскажу чуть позже.



Об Вэнь-ване и У-ване часто говорится в позднейших источниках.



В них постоянно упоминаются "добродетель" Вэнь-вана, его благочестивость и сыновняя почтительность, говорится, что он повиновался божествам, духам и предкам. Хоть его слава и гремела по всей Поднебесной, но он оставался сдержанным и скромным. Он был внимательным, осторожным, но решительным. Он всегда умел находить общий язык с людьми и оказывал на нижестоящих благотворное воздействие. Он заботился о людях, оберегал их и стремился к миру и покою (это всерьез говорится о человеке, который подготовил завоевание империи Шан). Особенно предупредительным он был к беззащитным и одиноким, а его практика наград и наказаний стала образцом для последующих поколений. В общем, идеальный правитель, как говорится, отец всех народов. Интересно, как он относился к вопросам языкознания?



Хоть Вэнь-ван и был совершенномудрым, но его мудрость не мешала ему с готовностью принимать хорошие идеи, поданные другими.
Вэнь-вану приписывается строительство города в Фэн и расширение границ государства. А созданными им государственными институтами и системой управления восхищались во все позднейшие времена.
Основатель династии Хань называл его величайшим из царей (ванов).
Вэнь-ван являлся примером для подражания не только для последующих правителей, но и для простых людей (так и слышится, будем как дедушка Ленин, т.е. Вэнь-ван!).
Мало кто из исторических личностей Китая удостаивался таких почестей и поклонения (или почитания?). Ведь если его предшественники только думали о свержении дома Шан, то Вэнь-ван окончательно оформил эту идею и создал все материально-технические предпосылки для этого.
Получается, что У-ван, который сокрушил Шан, и его преемники только выполняли заветы Вэнь-вана. Верным путем шли товарищи!



Да, еще немного: Небо сказало Вэнь-вану:
"Составляй планы с дружественными государствами".
И Вэнь-ван заключал многочисленные союзы со многими государствами, а потом объединил их под властью Чжоу. Что-то вроде некоего союзного или конфедеративного государства.



(Продолжение следует)