Если все исследователи сходятся в том, что Нострадамус (Мишель де Нотрдам) родился в 1503 году в городке Сен-Реми на юге Франции, и даже многие называют "точную" дату рождения - 23 декабря, то в вопросе о его предках уже намечается намного больше разногласий. На удивление мало сведений сохранилось об его отце: Одни считают, что он был крещеным евреем по имени Хайме Нотрдам и торговал зерном, а другие полагают, что его звали Жан де Нотрдам, и он был нотариусом. О его матери почти ничего не известно. Зато намного больше сведений сохранилось об его дедах. Причем никто не говорит о том, что они были евреями.
Дед Мишеля со стороны отца, Пьер де Нотрдам, был медиком Жана, герцога Калабрийского, а после ранней смерти последнего (он был отравлен) перешел на службу к его отцу Рене Доброму, одному из крупнейших французских феодалов. Он носил множество различных титулов: граф Прованский и Пьемонтский, герцог Анжуйский и Лотарингский, король Неаполитанский, Сицилийский и Иерусалимский. Возможно, что были у него и другие титулы. Один личный медик у него уже был, Жан де Сен-Реми, ставший впоследствии дедом Мишеля со стороны матери. Но такому важному вельможе одного медика было мало, да и репутация у Пьера де Нотрдам была хорошая. Так на службе у Рене Доброго сошлись два хороших медика. К удивлению окружающих, они не стали соперниками и врагами и очень быстро подружились. Причем подружились до такой степени, что поженили своих детей, правда, уже после смерти Рене Доброго, и поселились в городке Сен-Реми.
Уф! Да, о бабках Мишеля практически ничего не известно. Итак, Мишель рос в большой и дружной семье, где его воспитанием занимались не только родители, но и оба деда. Его с малых лет учили основам математики, астрологии и, конечно же, языкам: латынь, древнегреческий и иврит. Когда Мишель достиг четырнадцатилетнего возраста, его послали учиться в Авиньон, где он и пробыл до 19 лет. Некоторые исследователи утверждают, что во время учебы в Авиньоне у Мишеля были неприятности из-за его занятий астрологией, а также увлечением теорией Коперника. Я считаю последнее утверждение полным бредом, так как в это время Коперник не только еще ничего не опубликовал, но и не высказывал никаких еретических взглядов. Известно же, что первое публичное осуждение взглядов Коперника произошло в начале тридцатых годов XVI века.
Закончив обучение в Авиньоне, Мишель в 1522 году поступает на учебу в университет города Монпелье, где занимается изучением медицины. В 1525 году он получает степень бакалавра медицины, но вскоре после этого его обучение было на несколько лет прервано эпидемией бубонной чумы, которая особенно сильно затронула Южную Францию. Занятия в университете были прекращены, а все студенты отправились на борьбу с заразой. Мишель тоже отправился на борьбу с чумой, в которой он проявил себя с лучшей стороны. Он лечил не только кровопусканиями и клистирами, но также широко использовал различные травы и их настои.
Вначале Мишель работал в сельской местности, а, набравшись практического опыта, стал заезжать и в большие города. Вот основные вехи его маршрута: Монпелье - Нарбон - Каркасон - Тулуза - Бордо - Авиньон - Монпелье. Везде он продолжал расширять свои знания в области медицины, астрологии и других оккультных наук. В Нарбоне он посещал лекции знаменитых профессоров, а в Авиньоне он зарылся в богатейшую папскую библиотеку. В 1529 году Мишель вернулся в Монпелье, чтобы защитить докторскую диссертацию. Он успешно сдал все положенные экзамены, а их было немало, а на заключительном диспуте он отстаивал свои методы лечения больных, которые он использовал во время своих странствий и борьбы с чумой.
После защиты докторской диссертации Мишелю было предоставлено место на факультете, и с этих пор он становится известен как Нострадамус (по имени, а не по славе; до славы еще далеко). Но в университете Монпелье Нострадамус проработал не очень долго: что-то не сложилось у него в отношениях с коллегами и руководством. В итоге в 1532 году Нострадамус покинул университет и стал заниматься частной медицинской практикой на Юге Франции, а своей штаб-квартирой он выбрал Тулузу. За два года он добился впечатляющих результатов, так что его популярность и авторитет медика значительно выросли.
В 1534 году он получил приглашение от Жюля Сесара (Юлия Цезаря) Скалигера переехать в Ажен. Он так и сделал, подружился со Скалигером и завел здесь постоянную медицинскую практику. Вскоре он женился, и у него родилось двое детей: сын и дочь. О жене Нострадамуса ничего не известно. Упоминают лишь, что это была женщина высокого положения. Некоторые биографы Нострадамуса предполагают, что она была сестрой жены Скалигера, но предполагать можно много чего, а фактов у нас никаких нет. Казалось бы, вот она, счастливая жизнь! Любящая жена, дети, растущая практика! Но судьба приготовила для него очень жестокий удар.
В 1537 году по Франции опять прокатилась эпидемия чумы. Затронула она и Ажен. И человек, спасший тысячи чужих жизней, не смог уберечь от болезни свою семью: почти одновременно у него на глазах умирают дети и жена. Пациенты, еще недавно осаждавшие его дом, покинули его, так как посчитали, что врач, который не смог уберечь от болезни свою семью, не достоин доверия. От него отвернулись друзья и родственники, он разругался со Скалигером (у него вообще был очень вспыльчивый характер), родственники жены затеяли против него процесс о разделе имущества и выиграли его. Вдобавок в 1538 году он получил предписание от инквизитора Тулузы явиться на суд Святой инквизиции по обвинению в вольнодумстве. Дело в том, что однажды Нострадамус наблюдал за работой одного мастера, который отливал из бронзы статую Девы Марии, и в шутку сказал, оценивая качество работы, что тот отливает демона. Мастер шутку не захотел понять, и пожаловался по инстанции, результатом разбора этой жалобы и стал вызов в Тулузу.
Нострадамус решил не искушать судьбу и покинул Францию.
(Продолжение следует)