Данная Ворчалка не является очерком истории инквизиции, и, тем более, не является
попыткой ее реабилитации. Реабилитация невозможна! Просто мне захотелось дать несколько
уточняющих замечаний по этому вопросу.
В книгах и фильмах вы часто сталкиваетесь с инквизицией: пытки, сжигание на костре
и полная безысходность от сознания того, что спасения от суда инквизиции быть не
может. Да, такая инквизиция была! Но она действовала с XVI века. Это, так называемая,
вторая инквизиция.
Во времена "мрачного средневековья", в конце XII века была создана инквизиция
для борьбы с еретиками, в первую очередь, с альбигойцами и ложнокрещенными евреями
(т.н. первая инквизиция).
Донос во времена первой инквизиции должен был быть доказательным,
а следствие не было тайным.
Инквизиция осудила множество людей: были и костры, и
страшные тюрьмы, и пытки. Но выносилось довольно значительное количество оправдательных
приговоров. Повторяю, преследовали только еретиков. Ведьм и колдунов во времена европейского
средневековья никто не преследовал.
Более того, в Лангобардском и Франкском законодательствах IX века за донос на женщину,
что она летала и наводила какое-то колдовство, доносчика наказывали (!). Лангобарды
- тюрьмой, а франки - смертной казнью!
Т.е. такой донос считался злостной клеветой.
К концу XI века, правда, перестали наказывать, но и дела к рассмотрению не принимались.
В XIII веке дела стали принимать к рассмотрению, но выносили по большей части оправдательные
приговоры.
Но вот пришла эпоха Возрождения, и по всей Европе запылали костры. Еретиков осуждали
по-прежнему, но подавляющее большинство дел теперь касалось ведьм и колдунов.
С XVI
века делопроизводство стало тайным, и инквизиция уже не выносила оправдательных приговоров.
Следует заметить, что протестанты и реформаторы тоже не отставали в этом вопросе. Более 200 лет пылали
костры в просвещенной Западной Европе, и только с началом наполеоновских войн этот
процесс прекратился. Последний костер в Европе загорелся в 1794 г. в протестантской
Швейцарии, а предпоследний - в 1792 г. в Севилье. Я говорю о казни ведьм.
Таковы были нравы в Западной Европе в эпоху Возрождения и вплоть до конца века
Просвещения.
Впрочем, по другую сторону Атлантики дела обстояли ничуть не лучше. Вспомните хотя
бы широко известные процессы в Салеме.