Анекдоты о русском театре. Вып. 6


Анекдоты № 1032 от 29.01.2022 г.




Стремительная карьера

С 1837 года оперный тенор и актёр Константин Голанд (1804-1868) был назначен главным режиссёром Петербургской Немецкой труппы Российских императорских театров. Однажды А.М. Гедеонов так рассердился на Голанда, что решил его сменить, но для начала следовало подобрать ему заместителя. На эту роль, по мнению Гедеонова, подходил видный актёр этой же труппы некто Орловский.
Гедеонов послал за Орловским бутафора Гемузеуса, который вскоре привёл актёра в дирекцию.
Гемузеус остался почтительно стоять у дверей, а Гедеонов радушно приветствовал Орловского и предложил тому стать главным режиссёром.
Орловский почтительно отказался:
"Искренне благодарю ваше превосходительство за честь, но согласиться на это я не могу".
Гедеонов удивился:
"Почему?"
Орловский твёрдо стоял на своём:
"А потому что при нашем составе труппы и при той обстановке, какая существует теперь на немецкой сцене, ни один порядочный человек не имеет права согласиться быть режиссёром. Для этого надо быть подлецом и мерзавцем..."
Гедеонов хмуро переспросил:
"Значит, отказываешься?"
Орловский был твёрд:
"Да, решительно".
Тогда Гедеонов наконец заметил Гемузеуса и спросил:
"Слышал?"
Тот почтительно кивнул головой:
"Слышал-с".
Гедеонов грозно повысил тон:
"Понял?!"
Гемузеус почтительно прошептал:
"Понял-с".
И Гедеонов торжественно изрёк:
"Ну, так с сегодняшнего дня я назначаю тебя главным режиссёром".
Гемузеус почтительно поклонился. Так бутафор стал главным режиссёром Немецкой труппы Российских императорских театров.

Александр Михайлович Гедеонов (1791-1867) - русский театральный деятель, с 1833 по 1858 годы, возглавлял Императорские театры обеих столиц.

Награждение непрчастных

Так сложилось, что капельмейстером на балах при императорском дворе обычно был А.Н. Лядов, дирижировавший Петербургским балетом. В день очередного придворного бала император Николай Павлович велел А.Н. Лядову с самого утра явиться к нему в приёмную, что тот и выполнил.
Император насвистел мелодию какого-то вальса и спросил:
"Не знаешь ли ты мелодию этого вальса, сыгранного в прошлом году на придворном балу в Берлине?"
Лядов с огорчением признался:
"Не знаю, Ваше Величество".
Император огорчился:
"Жаль, он очень понравился императрице. Мне хотелось бы, чтобы ты его сегодня сыграл. Это был бы приятный для неё сюрприз".
Лядов убеждал Николая Павловича, что в Петербурге этот вальс невозможно достать ни за какие деньги. Вот на следующий год...
Но император непременно хотел услышать этот вальс в тот же вечер и предложил Лядову попробовать записать мелодию этого вальса с его, императорского, насвистыванья, а затем переложить мелодию для оркестра. Да, у императора был очень хороший музыкальный слух.
Пришлось Александру Николаевичу согласиться. Он быстренько набросал мелодию на листке нотной бумаги и поспешил к своему младшему брату, Константину Николаевичу Лядову, который уже прославился как талантливый композитор. Младший брат согласился помочь старшему и уже через два с половиной часа вручил ему аранжировку берлинского вальса, который был довольно быстро разучен придворным оркестром.
Вечером этот вальс был исполнен во дворце, чем императрица Александра Фёдоровна была очень обрадована.
За данный подвиг Лядов получил от императора довольно ценный подарок. Разумеется, подарок получил Александр Николаевич. А вы что думали?

Александр Николаевич Лядов (1818-1871) — дирижёр оркестра Санкт-Петербургского балета.
Константин Николаевич Лядов (1820-1871) — дирижёр, композитор и пианист; первый главный дирижёр Мариинского театра.
Императрица Александра Фёдоровна (1798-1860) — урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская; жена Николая Павловича с 1817.

Трудности с Чацким

На бенефис Левкеевой 1-й молодой актёр А.А. Нильский (Нилус) получил роль Чацкого, которую он играл только на школьной сцене. Поэтому он попросил ветерана сцены И.И. Сосницкого помощи в изучении роли Чацкого.
Сосницкий предложил Нилусу для пробы прочитать первый акт пьесу. Выслушав Нилуса, Сосницкий задумчиво спросил:
"А скоро ли тебе придётся играть Чацкого?"
Нилус беззаботно ответил:
"Через две недели".
Сосницкий удивлённо переспросил:
"Через две недели?"
Потом он удручённо покачал головой и добавил:
"Ну, братец, беги скорее в театр и отказывайся от этой роли".
Нилус испугался:
"Как же можно отказаться? Помилуйте, Иван Иванович, такие роли даются не часто. Нужно ими дорожить и во чтобы то ни стало играть".
Сосницкий устало вздохнул и пояснил свой совет:
"Я тебе это советую потому, что ты понятия не имеешь о стихах Грибоедова. Тебе нужно учить Чацкого не две недели, а может быть два года, да и то, будешь ли ты в нём приличен — не поручусь".
Потом Сосницкий прочитал один из актов этой комедии, и Нилус был вынужден согласиться, что его старший товарищ абсолютно прав.
Однако несмотря на неудачу при первом чтении, Нилус продолжал упорно репетировать, так как сумел убедить Сосницкого помогать ему в разучивании роли Чацкого. По требованию Сосницкого Нилус два раза в день приходил к нему в дом для совместных занятий.
Вероятно, уроки Сосницкого пошли Нилусу на пользу, так как потом он много лет с успехом играл Чацкого на сцене Императорского театра.

Александр Александрович Нильский (Нилус, 1840-1899) — русский актёр, автор мемуаров.
Иван Иванович Сосницкий (1794-1871) — известный русский актёр.
Елизавета Мтвеевна Левкеева (1829-1881) — русская драматическая актриса, известная как Левкеева 1-я; по мужу Юинг.

Сосницкий перед выходом

К семидесяти годам Сосницкий в обычной жизни, а не на сцене, стал медлительнее и более ворчливым, так что более молодые коллеги часто посмеивались над ним.
Вот, например, помощник режиссёра напоминает Сосницкому о выходе на сцену:
"Иван Иванович, сейчас ваш выход. Пожалуйте к двери!"
Сосницкий же сосредоточенно молчит и не обращает на помощника режиссёра никакого внимания. Тот ещё раз напоминает Сосницкому, за что получает выговор от актёра:
"Что ты, братец, надоедаешь мне с пустяками? Без тебя знаю, когда мне выходить. Поди, напоминай мальчишкам, вон Петруше Каратыгину и Пете Григорьеву, а я без тебя вовремя выйду".
А Петруше и Пете уже под шестьдесят. Ну, как тут не посмеяться.

Пётр Андреевич Каратыгин (1805-1879) — русский актёр и драматург.
Пётр Иванович Григорьев (1806-1871) — русский актёр и автор водевилей.

Лучшая роль Измайлова

Василий Васильевич Измайлов одно время служил в театре помощником режиссёра, потом — простым актёром, важных ролей не получал и запил. Его жалели и не выгоняли из театра, да и Сосницкий ему покровительствовал, но вот однажды Измайлов сыграл отличную роль.
Устроитель представлений в Царском Селе решил привлечь в одном из спектаклей Измайлова, но он знал о пагубном пристрастии актёра, так что вывез его из Петербурга трезвым за день до представления, чтобы сохранить его трезвым для сцены.
В Царском Селе этот устроитель обратился к буфетчику, обрисовал ему образ Измайлова и строго-настрого запретил наливать тому хоть рюмочку до начала спектакля. Но на свою беду этот устроитель перестарался и сказал буфетчику, что Измайлов после первой же рюмки становится буйным и может в буфете всё переломать и перебить. Напуганный буфетчик клятвенно обещал не наливать Измайлову ни капли.
Эту беседу услышал один из актёров и пересказал её Измайлову, который сразу же направился в буфет и обратился к буфетчику:
"Есть у нас в труппе актёр Измайлов, вы не давайте ему водки".
Буфетчик ответил, что его об этом уже предупредили. Измайлов же продолжал расписывать ужасное буйство пьяного Измайлова, и за беседой с буфетчиком выпил под закуску несколько рюмок водочки, а потом перешёл и на стаканчики.
После некоторой паузы Измайлов продолжал свои увещевания:
"Пожалуйста, не давайте ему водки. А то натрескается, как подлец, и спектакль не состоится. Убедительно вас прошу!"
Буфетчик уже устал повторять:
"Да уж не беспокойтесь, к буфету не подпущу".
После ещё парочки стаканов Измайлов вдруг замолчал, насупился, сложил руки на груди и грозно спросил буфетчика:
"Что же ты наделал?"
Буфетчик удивился, а Измайлов продолжал, укоризненно качая головой:
"Ты расстроил спектакль! Напоил ты актёра Измайлова, а ведь Измайлов-то я самый и есть!"
Злополучный буфетчик в ужасе простоял до прихода антрепренёра, который в бешенстве накинулся на на него с криками:
"Разбойник! Зарезал! Убил! Тебя в Сибирь надо!"
На этом месте мы тактично опускаем занавес.

Без суфлёра никуда

Однажды В.В. Самойлову выпала честь поднести подарок от труппы суфлёру С.М. Сосновскому и сказать при этом несколько тёплых слов юбиляру.
После торжественного обеда, на который собралась вся труппа, Самойлов торжественно подошёл к Сосновскому, передал ему часы с цепочкой, но речь при этом он произнёс какую-то невнятную и путаную.
На следующий день в одной из газет был напечатан юмористический диалог.
А: "Почему это такой великолепный актёр, как Самойлов, хорошо и бойко разговаривающий на сцене, подавая подарок суфлёру, сказал несвязную речь?"
Б: "Оттого, что на сцене-то он всегда сам слушает суфлёра, а в данном случае суфлёр должен был его слушать. Вот и всё!"
Василий Васильевич Самойлов (1813-1887) – русский актёр.

Совместное творчество

Известный писатель граф В.А. Сологуб при встрече с актёром П.А. Каратыгиным предложил:
"Давайте-ка, Пётр Андреевич, напишем вместе с вами какую-нибудь пьесу!"
Каратыгин взял в руки песочницу и ответил:
"С удовольствием! Вы пишите, а я начну посыпать..."
Граф Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882) — российский чиновник (тайный советник) и литератор (прозаик, драматург, поэт).

Храбрецы в церкви

Однажды уже довольно пожилой писатель Н.И. Куликов был не обедне в домовой церкви, а недалеко от него два молодых офицера беззаботно разговаривали и даже смеялись. Такое поведение офицеров раздражало Куликова, но молодые люди хоть и видели негативную реакцию какого-то старика, продолжали свою весёлую беседу.
Тогда Николай Иванович подошёл к разговаривавшим офицерам и тихо сказал:
"Какие вы храбрые!"
Один из офицеров соизволил заметить старика и строго проговорил:
"Что такое?"
Куликов вздохнул и повторил:
"Я говорю, какой вы храбрый!"
Офицер даже обиделся:
"Как вы смеете! Что вы хотите этим сказать?"
Николай Иванович спокойно объяснил:
"Ничего особенного. Дивлюсь только вашей храбрости. Вы даже Бога не боитесь: всё время разговариваете..."
Офицеры сразу же замолчали.

Николай Иванович Куликов (1815-1891) – русский актёр и драматург;режиссёр Александринского театра 1838-1852.

“Баронесса” из гардероба

В Нижегородском театре долгое время антрепренёром был Фёдор Константинович Смольков (?), который славился своими оригинальными выходками.
Когда Нилус гастролировал в Нижнем Новгороде, он репетировал пьесу Н.А. Потехина “Дока на доку”. Нильский должен был играть барона, а его мать, баронессу, должны были возить в креслах. Баронессу на репетициях играла какая-то растрёпанная женщина с постоянно испуганным выражением лица. Суфлёр подавал ей слова роли, а женщина произносила их очень буднично, совсем не с актёрским выражением.
Нилус подошёл к “баронессе” и спросил:
"Вы, вероятно, поздно получили роль и не успели её просмотреть?"
“Баронесса” встрепенулась:
"Ох, батюшка, какая роль! До роли ли мне?"
Нилус полюбопытствовал:
"А что такое?"
“Баронесса” стала жаловаться:
"Какая же я актриса? Я не актриса, я гардеробщица!"
Нилус удивился:
"Кто же вас заставил на сцену выходить?"
“Баронесса” только горестно вздохнула:
"Ну, конечно, Фёдор Константинович. Ему хоть бы что, а у меня-то сердце не на месте. Вдруг что-нибудь пропадёт в кладовой..."
Николай Антипович Потехин (1834-1896) — русский прозаик, драматург и театральный критик.

Анекдоты о русском театре. Вып. 5

(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2022